Социально-бытовая адаптация

к оглавлению

3.3.9. Социально-бытовая адаптация

В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, уровень его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагается две подшкалы: «Навыки самообслуживания» и «Социально-бытовое ориентирование». Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу. В раздел программы «Комментарии» по шкале «Социально-бытовая адаптация» заносится информация о достижениях и трудностях ребенка, о формировании новых навыков и пр.

Навыки самообслуживания

Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:

  • личная гигиена;
  • одевание и раздевание
  • прием пищи.
  • 1-й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно;
  • 2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.
  • 3-й уровень (6-8): справляется самостоятельно.
  • 4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.
Социально-бытовое ориентирование

Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:

  • знание и определение частей тела человека;
  • знание своего адреса и членов семьи;
  • знание частей помещения;
  • знание условий своего быта и умение в них ориентироваться;
  • ориентация на улице;
  • знание элементов и особенностей флоры и фауны – ориентация во времени (дни недели – времена года – часы);
  • усвоение социальных норм и правил поведения и пр.
  • 1-й уровень (0-2): не знает частей тела, не ориентируется на улице и дома, не ориентируется в других областях. Знает только места приема пищи.
  • 2-й уровень (3-5): знает части тела, может их показать на себе или кукле. Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает некоторые растения и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.
  • 3-й уровень (6-8): пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает что и где находится (необходимое для его жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Может обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него и может справиться с неожиданными ситуациями, может самостоятельно перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать покупки. Может как-либо обозначить свое имя на бумаге, документе.
  • 4-й уровень (9-10): социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого дееспособного человека.

Просмотров: 12113
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • Адаптация социально-психологическая
  • Актуальный уровень развития учащегося
  • Анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося 1 специального /коррекционного/ класса
  • Игровая терапия
  • Коммуникативная готовность к обучению в школе
  • Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
  • Методика «Изучение оперативной слуховой памяти»
  • Методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» В.В. Ткачева
  • Методика Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе
  • Обследование слухового внимания у ребенка раннего возраста
  • Опросник «Саморегуляция» А.К. Осницкого
  • Показатели степени обученности (по В.П. Симонову)
  • Понятие «воспитание» в широком и узком значении
  • Программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • Процедура обследования
  • Психология обучения
  • Психомоторное развитие
  • Самоэффективность
  • Сенсорно-перцептивная сфера
  • Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
  • Социальный паспорт личности ребенка
  • Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности
  • Технологии развивающего обучения
  • Трудовые умения и навыки
  • Уровень притязаний
  • Условия труда
  • Формирование самосознания у ребенка раннего возраста
  • Эмоционально-волевая сфера
  • Этапы обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь