Процедура обследования

к оглавлению

3.2 Процедура обследования

В первом опыте оценки по приведенным ниже шкалам специалисту или родителю помогает психолог. Он рассказывает сущность оценки, иллюстрирует понятия, помогает сформулировать мысли и наблюдения (для качественного анализа).

До непосредственной оценки с помощью компьютерной программы, специалист длительное время наблюдает ребенка (примерно 1-1,5 месяца). Если ребенок только что поступил в группу «Особый ребенок», психолог проводит диагностику со слов родителей. Впоследствии, в процессе обучения, другие специалисты получают возможность сравнить свою точку зрения со взглядом родителей.

Таким образом, специалисты и родители заносят в память компьютерной программы данные своих наблюдений за ребенком, структурируя их в соответствии с нижеизложенными параметрами.

Когда специалисты-эксперты привыкают к компьютерной системе диагностики, они могут самостоятельно заносить в программу данные без помощи психолога.

Когда все специалисты занесут свои данные в программу «Карта обследования» (примерно через 1,5-2 месяца с начала учебного года и последний месяц учебного года при повторном сравнительном обследовании), созывается экспертная комиссия, в которую входят: педагог-дефектолог, воспитатель-дефектолог, методист, логопед, психиатр, психолог. Результатом работы комиссии в начале учебного года является индивидуальный маршрут развития каждого ребенка, рекомендации различных приемов развития и обучения для педагогов и родителей. Результатом работы экспертной комиссии в конце учебного года является разработка рекомендаций для родителей на лето (приемы работы для того, чтобы ребенок не растерял накопленный потенциал), а также оценка эффективности проделанной за год работы.

В основе методики лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:

  1. Сенсорно-перцептивная сфера:
    • восприятие цвета;
    • восприятие формы и величины;
    • ориентация в пространстве.
  2. Внимание.
  3. Память.
  4. Мышление.
  5. Речь:
    • понимание обращенной речи;
    • внятность речи;
    • лексический строй речи;
    • способность к рассказу и пересказу.
  6. Представление о себе. Творческие проявления.
  7. Эмоционально-волевая сфера:
  8. Психомоторное развитие:
    • мелкая моторика рук;
    • общая координация движений;
    • мимика.
  9. Социально-бытовая адаптация:
    • сформированность навыков самообслуживания;
    • социально-бытовое ориентирование.
  10. Учебные навыки:
    • чтение;
    • письмо;
    • счет.
  11. Трудовые умения и навыки.
  12. Коммуникативность.
Порядок оценивания по шкалам

Для удобства интерпретации каждая шкала разделена на 4 оценочных уровня

  1. от 0 до 2 – низкий уровень состояния и развития функции;
  2. от 3 до 5 – средний уровень состояния и развития функции;
  3. от 6 до 8 – высокий уровень состояния и развития функции;
  4. от 9 до 10 – очень высокий уровень развития функции.

Переход с уровня на уровень говорит о качественном скачке в развитии ребенка. Так, средний уровень можно назвать достаточным для жизнедеятельности. Высокий уровень свидетельствует о формировании самостоятельности ребенка.


Просмотров: 3942
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Актуальный уровень развития учащегося
  • Анализ и оценка открытого урока (по В.П. Симонову)
  • Анализ педагогический
  • Как помочь «особому» ребенку Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Карта психологического изучения ребенка
  • Карта психологического обследования ребёнка с ЗПР
  • Когнитивная готовность ребенка к обучению в школе
  • Методика «История жизни с проблемным ребенком» В.В. Ткачева
  • Модификация метода холдинг-терапии для работы с семьями, имеющими аутичного ребенка
  • Основные функции педагогической деятельности
  • Педагогика Марии Монтессори
  • Примерная схема характеристики ребенка
  • Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
  • Профессионализм личности
  • Психология обучения
  • Психолого-педагогический профиль
  • Психомоторное развитие
  • Речь
  • Сенсорно-перцептивная сфера
  • Социально-бытовая адаптация
  • Схема анализа результатов психологического обследования ребенка младшего школьного возраста
  • Схема обследования ребенка в начальной школе
  • Теории развития социального инстинкта у ребенка
  • Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины
  • Трудовые умения и навыки
  • Учебные навыки
  • Функции педагогики
  • Эмоционально-волевая сфера
  • Этапы обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь