|
Психолого-педагогический профиль
3.1. Психолого-педагогический профиль
Выбор оптимальной стратегии обучения и развития, формирование индивидуальной программы осуществляется на основе психолого-педагогической диагностики. Психолого-педагогическое обследование детей с глубоким нарушением интеллекта непростая задача. Таким детям сложно выполнять тестовые задания и, кроме того, потенциал ребенка невозможно оценить за 1-2 занятия. Работоспособность таких детей во многом зависит от их настроения, отношения к незнакомой обстановке и новым людям, и, наконец, от погоды и атмосферного давления. В связи с этим наиболее эффективный путь обследования – это метод «обучающего эксперимента» и метод «экспертной оценки» ребенка разными специалистами, а также педагогами, воспитателями и родителями. Для того чтобы экспертиза проходила в единой форме и создана методика «Карта наблюдений». Наблюдение и экспертиза происходят в контексте обучающих и развивающих заданий, предлагаемых экспериментальной программой развития детей с проблемами «Особый ребенок». «Карта наблюдений» позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, воспитателя, психиатра, логопеда, методиста, родителя и психолога и разработать программу индивидуального развития и обучения ребенка с проблемами развития и воспитания, а также отслеживать ее эффективность на разных этапах, и, по мере необходимости, вносить необходимые коррективы. Программу индивидуального развития и обучения ребенка мы называем «индивидуальным маршрутом развития». Таким образом, «Карта наблюдений» является единым комплексным методом наблюдения за динамикой развития ребенка; выявления его «зоны ближайшего развития». В настоящий момент «Карта наблюдений» является компьютерной программой. В результате диагностики с помощью этой программы составляется психолого-педагогический профиль личности на момент обследования (на каждого ребенка существует несколько «профилей», составленных различными экспертами, а также единый профиль группы экспертов). Единый профиль группы экспертов не является просто среднеарифметическим профилем. Он составляется на основании обсуждения в рамках экспертной комиссии. Если по какому-либо параметру наблюдается серьезное расхождение во мнениях экспертов, каждый эксперт должен аргументировать свою точку зрения. После серьезного обсуждения группа экспертов утверждает коллективный профиль, заключение и рекомендации педагогам и родителям. Анализ психолого-педагогического профиля, а также качественных комментариев и рекомендаций различных экспертов, дает возможность составить заключение, которое включает:
Представляем пример психолого-педагогического профиля (см. рис.) одной из учениц Кати Т., 12 лет и заключения по этому профилю. Заключение по психолого-педагогическому профилю Кати Т., 12 лет1. Индивидуальные особенности ребенка. До поступления в школу девочка нигде не обучалась. Эмоционально неустойчива, можно наблюдать как вспышки агрессии, так и приступы капризов и депрессии. Поведение непредсказуемо. Проявляет черты лидера. Любит поучать, указывать, что кому делать. Моторно достаточно скоординирована. 2. Сильные стороны личности. Девочка хорошо копирует манеру поведения взрослого. Имеет тенденцию к «передаче опыта». Не столько любит помогать педагогу, сколько распределять обязанности между детьми и следить за их выполнением. Может копировать целые фразы. 3. Индивидуальные особенности восприятия. Доминирует зрительное восприятие. Лучше воспринимает новый материал и задания, когда при ней педагог объясняет кому-то другому. Путем копирования стиля педагога запоминает и затем выполняет задания самостоятельно. Рис. Психолого-педагогический профиль ребенка Кати Т., 12 лет с нарушением интеллекта.Обозначения: пунктирная линия – первое обследование, сплошная линия – обследование спустя 1 год после коррекционного обучения. Цифры на радиусах – номера обследованных параметров:
4. Зона ближайшего развития. Развитие сенсорно-перцептивной сферы, внимания и памяти. Коррекция поведения. 5. Рекомендации. Для успешности процесса социальной реабилитации и формирования новых умений и навыков девочке необходимо дать почувствовать себя значимой и полезной. Для этого педагогам рекомендуется сделать ее своей «главной помощницей». Объяснить ей ее функции: следить за тем, чтобы все происходило правильно, по порядку. Важно помнить, что настоящий «главный помощник» очень доброжелательный, он всегда стремится помочь, никогда не проявляет агрессивных действий по отношению у другим. Для включения девочки в учебный процесс необходимо каждый раз просить ее помочь научить ребят важным вещам. «Посмотри как это делаю я. Помогай мне также учить остальных. Следи, пожалуйста, за тем, чтобы все было на своих местах». Девочка не склонна к творческим видам деятельности, поэтому целесообразно поручать ей позитивно-контролирующую функцию в реализации коррекции поведения. Помимо традиционных методов обучения можно применять театрализованные игры и терапию с использованием игр на песке. На основании заключения планируются наиболее перспективные направления развития и обучения ребенка, а также осуществляется подбор наиболее эффективных для данного ребенка методов и приемов развития и обучения. На основе заключения составляются психолого-педагогические рекомендации педагогу и воспитателю и отдельно родителям и членам семьи ребенка, отражающие следующие позиции:
Психолого-педагогическое обследование с помощью программы «Карта наблюдений» проводится в начале и в конце учебного года. В сложных случаях возможно дополнительное обследование в середине учебного года или по мере необходимости. При повторном обследовании ребенка с помощью этой программы, производится анализ динамики его продвижения (для этого в программу введен специальный коэффициент), оценка эффективности используемых методов и планирование программы дальнейшего развития. Для получения «обратной связи» об эффективности коррекционно-развивающей работы проводится анкетирование родителей. Анкета для родителей
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|