|
Особенности коррекционно-развивающей работы
2. Особенности коррекционно-развивающей работы
На основании данных психолого-педагогической диагностики (об уровнях развития различных психических функций, индивидуальных особенностях, состоянии здоровья и пр.) педагогический коллектив школы определил следующие направления работы по оказанию комплексной помощи «особым» детям, подросткам и их родителям:
Вышеобозначенные направления представляют собой комплексную систему воздействия на детей и их родителей, и отражают целостность процесса интеграции и социализации. Первичная абилитация и последующая социализация носят интегративный, комплексный характер (ибо сама методология предполагает воздействие на личность ребенка в целом) и включают в себя пять взаимосвязанных блоков, объединенной единой идеей «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка»:
Каждое занятие включает задачи из всех пяти блоков. Дети с комплексными нарушениями требуют индивидуальной работы, специального отношения и ухода. Именно поэтому в группах «особый» ребенок работает 2 специалиста-дефектолога: учитель-дефектолог и воспитатель-дефектолог. Количество детей в группах не более 8 человек. Наличие 2-х специалистов вызвано следующими причинами:
Центром внимания для воспитательной и коррекционно-развивающей работы является повседневная жизнь детей. Цель работы – достижение максимально возможных положительных результатов в социально-бытовой адаптации детей. В рамках эксперимента специальные педагоги отошли от привычной – «поурочной» системы. Уроки стали называться «занятиями». Они строятся по индивидуальному плану, исходя из особенностей развития и имеющихся навыков ребенка. Главная особенность занятий – атмосфера принятия, доверия и взаимопонимания между педагогом и учеником. Только в этой атмосфере ребенок может почувствовать уверенность и защищенность, что является обязательным условием для его восприятия и понимания предлагаемого материала занятия. На базе эмоционального контакта с учеником накапливается опыт «проживания», переживания событий, который впоследствии создает эффект длительного положительного взаимодействия между ребенком и предметом обучения. Занятия включают все педагогические моменты – от ухода за ребенком до обучения его общеобразовательным предметам. Они носят комбинированный характер: педагоги, чувствуя, что внимание детей истощается, гибко переключают их на другой вид деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Так, занятие по математике может сочетаться с прослушиванием музыки или рисованием и пр. На занятиях, направленных на формирование навыков социальной адаптации, совместно прорабатываются и выполняются ситуации - приветствия, расставания, завтрака, общей игры, и другие. При этом, педагоги создают атмосферу активного взаимодействия между учениками. Приобретенные детьми навыки общения и социально-трудовой адаптации неоднократно закрепляются на практике. Сначала дети выполняют что-либо при поддержке взрослого, а затем пробуют это делать самостоятельно. Значительное место в системе развития «особых» детей занимают индивидуальные занятия. Время индивидуального занятия зависит от возможностей и способности к деятельности ребенка. Такие занятия проводятся по разработанной совместно педагогами, психологом и психиатром индивидуальной программе. Все занятия – коллективные и индивидуальные – проходят в игровой форме. В моделировании игры учитываются наиболее любимые детьми образы и персонажи (животные, сказочные герои, машины и пр.). Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией. Группы особых детей, как правило, являются разновозрастными, набранными в связи с годом обучения. Дети посещают школу 5 раз в неделю и занимаются с 9 до 14 часов. Возраст детей – от 7 до 20 лет. Группы комплектуются с учетом психологических особенностей, уровня развития и умений детей. Главная идея обучения и воспитания «особых» детей – это развитие личности в целом, а не коррекция и тренировка отдельных функций ребенка. Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|