|
«В мире природы»Авторы экологического программного модуля – опытные педагоги в области природоведческого обучения дошкольников – Ж.Л. Новикова и В.Н. Сахарова. Модуль «В мире природы» представляет собой программно-методическое пособие по экологическому развитию детей-россиян в возрасте от трех до семи лет (независимо от их национальной принадлежности, типа темперамента и особенностей характера, а также места проживания и домашних условий). Аббревиатура «РОСИНКА» раскрывает следующие качества ребенка, которые формируются у него:
Своеобразие модуля «В мире природы» заключается в том, что его воспитательно-образовательная система раскрывает все виды работы с детьми по экологической деятельности:
Программа «В мире природы» предусматривает активное применение современных средств обучения и информационной педагогической технологии. В программе учтено, что актуальные проблемы развития современного общества и осознание экологической ответственности требуют в первую очередь обеспечить экологическое образование подрастающего поколения. Учитывается при этом, что экология – молодая наука, которая становится в нашей стране одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человека и природы. В связи с этим очень важно уже с раннего возраста детей формировать у них понимание того, что человек является жителем не только своей квартиры, но и общего для всего человечества дома – планеты Земля. В пособии «В мире природы» раскрываются методы воспитания, затрагивающие эмоции детей и вызывающие радостные переживания при общении с природными объектами, их особенностями. В разделе «Воспитательно-образовательные задачи по программе «РОСИНКА – В мире природы» методика решения этих задач показана по темам о живой и неживой природе. В темах о живой природе малыши изучают жизнь живых организмов – растений, грибов, животных. В темах о неживой природе даются экологические сведения о небесных телах (звездах, планетах), о воздухе, воде, почве и т.д. Информация на занятиях подается с экологических позиций, с учетом мониторинга природных объектов под влиянием факторов, положительно влияющих на природу или вредящих ей (например, загрязняющей природу человеческой деятельностью). В разделе «Формирование у дошкольников положительного отношения к природе» охарактеризованы такие виды экологического воспитания детей, как познавательное (формирование представлений о мире природы в целом); перцептивно-эмоциональное (формирование положительного отношения к окружающей природе, ее объектам); практическое (формирование склонностей у дошкольников к проявлению у них позитивных взаимосвязей и взаимодействий с природой). В разделе «Формирование практических умений и навыков взаимодействия дошкольников с природой» раскрываются принципы организации этой экологической деятельности детей. Разделы «Особенности развития дошкольников, влияющие на качество и степень взаимодействия детей с природой» и «Источники мотиваций дошкольников к природоведческой деятельности» посвящены комплексному подходу к экологическому воспитанию, в ходе которого развитие детей проходит на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой, с учетом особенностей мотивационной направленности дошкольников при организации занятий. Ценным включением в пособие по экологическому воспитанию детей является раздел «Методы контроля, определяющие отношение дошкольников к природе», в котором детально объясняется, как педагоги могут определять степень развития предпосылок у малышей для формирования субъективно-этического отношения к природе; как определить развитие у детей познавательного интереса и мотивационной направленности к природоведческой деятельности. Информационный материал пособия поясняет на практических примерах, что на реализацию формирования экологического сознания дошкольников влияют также определенные условия и факторы. К условиям авторы относят:
К факторам относят:
Авторы приводят в пособии рекомендации и советы для проведения занятий с детьми по их возрастным категориям (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет), раскрывая кратко содержание каждого блока занятий (с перечислением тем и подтем) и ход работы с детьми по экологической тематике. В содержании тем предусмотрены такие важные критерии обучения, как актуализация, доступность и наглядность изучаемого материала, развитие биологических и экологических понятий, межпредметные связи (с природоведением, ОБЖ, трудовым и эстетическим обучением) и пропедевтика знаний (особенно в старшей и подготовительной группах), что поможет в дальнейшем обучении детей в начальной школе – лучше усваивать природоведческий материал, сведения о живой и неживой природе, о бережном отношении к ней. В блоках занятий приведены практические задания для детей (посильные для их возраста), характеристика природных объектов, наблюдений в природе, рекомендации по уходу за домашними животными и комнатными растениями, по изготовлению детьми (вместе со взрослыми) кормушек для птиц, по выполнению аппликаций, рисунков, макетов, а также по проведению экскурсий в природу, разучиванию песен и стихов о природе. Почти в каждой учебной теме указаны названия книг, чтение отрывков из которых оживляет занятия. «Красной нитью» через все содержание пособия «В мире природы» проходит природоохранная тема – одна из главных основ экологического воспитания. Категория: ПЕДАГОГИКА Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|