Программа «Детский сад – дом радости»

Эта комплексная программа создана в Пермском государственном педагогическом институте. Ее авторы Н.А. Крылова и педагог-новатор из Санкт-Петербурга В.Т. Иванова.

Основная цель данной педагогической системы – содействовать всестороннему воспитанию и развитию индивидуальности каждого участника педагогического процесса с помощью умелой организации всей жизни и деятельности ребенка и его старших наставников (педагогов и родителей). Авторы рассматривают педагогический процесс как целостное явление, стремясь преодолеть межпредметную и междеятельностную раздробленность различных направлений в воспитательно-образовательной работе с детьми. И осуществить это предлагается на основе обобщения, систематизации и интеграции различных научных знаний и передового педагогического опыта.

Как следует из названия, основная цель программы – создать новый тип детского учреждения – Дома радости, где каждый ребенок может развиваться как неповторимая уникальная личность. Авторы программы на основе комплексного подхода стремятся преодолеть сложившуюся на практике межпредметную разобщенность и построить целостный педагогический процесс в каждой возрастной группе в тесном содружестве с семьей.

Основной акцент в программе делается на индивидуальных обучающих занятиях с детьми. Такие занятия, по мнению авторов, не исключают и фронтальных форм обучения, но те и другие должны в первую очередь обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, авторы предлагают игровое, сюжетное обрамление самых разных моментов жизни детей.

Специфика данной программы состоит в том, что впервые воспитатели получили новую форму организации труда – план-сценарий. Авторы предлагают подробное описание «совместной жизни» воспитателя и детей, предлагают свою методику работы с целой группой, с небольшими подгруппами и с каждым воспитанником индивидуально.

Авторы постоянно подчеркивают одну правильную мысль: «Никого ничему научить нельзя! Можно только научиться самому!» Это значит, что каждый ребенок должен сам стать субъектом воспитания и обучения. А стать субъектом можно только в самостоятельной деятельности, когда ты сам выбираешь цель, средства, способы деятельности и сам оцениваешь ее результат. Для формирования самостоятельности, субъектности детей авторы предлагают чрезвычайно интересную наглядную модель структуры любой деятельности. Она всегда и у всех «под руками». Это – ладонь, вернее пять пальцев, каждый из которых символизирует один из компонентов структуры деятельности. Мизинец означает цель деятельности (что хотим сделать); безымянный палец — материал или предмет (из чего будем делать); средний – средства деятельности (чем надо делать); указательный палец символизирует способ и порядок действий (как надо делать по порядку) и, наконец, большой палец, поднятый вверх, означает достигнутый результат, его оценку (что получилось). Дети быстро осваивают такую наглядную модель и охотно используют ее в разных видах своей деятельности.

В организации жизни такого детского сада гибко сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы с детьми. Воспитание нацелено на удовлетворение важнейших индивидуальных потребностей ребенка, направленных на «обогащение себя»: потребностей в познании, самоутверждении, в игре, в общении. Однако наиболее благоприятным условием для удовлетворения этих потребностей и для проявления индивидуальности ребенка авторы считают коллектив и совместную деятельность с другими детьми, которая направляется педагогами на основе принципов педагогики сотрудничества. Таким образом, через развитие каждого ребенка осуществляется развитие детского коллектива.

Содержание программы разделено на три возрастных периода: младший, средний и старший дошкольный возраст. Программа для каждого периода оформлена в четыре книги (полный комплект программы включает 12 книг). В них рассматриваются особенности развития детей каждого возраста, своеобразие педагогического процесса в разных возрастных группах. Центральная часть программы представляет собой расписанный по дням сценарий деятельности воспитателя на весь учебный год. Подробно описывается организация режима дня, занятий по разным методикам, а также свободной деятельности детей. Программа снабжена многочисленными приложениями (перечни пособий, игр и игрушек, хрестоматия по литературе и т.д.). Впервые программа была издана в 1992 г. в Перми. В настоящее время она получила достаточно широкое распространение в массовой практике по всей стране.


Просмотров: 12455
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • «В мире прекрасного»
  • «В мире природы»
  • «Расту здоровым»
  • Активность общения
  • Введение
  • Методы морального развития в дошкольной педагогике
  • Наблюдения воспитателя за детьми
  • Обзор диагностических методик, используемых для изучения особенностей межличностного взаимодействия воспитателя с детьми
  • Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
  • Образовательная программа
  • Образовательная программа школы
  • Основные функции педагогической деятельности
  • Педагогика Марии Монтессори
  • Педагогический коллектив
  • Проблемы формирования психологической культуры детей и подростков в системе дополнительного образования
  • Программа «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой
  • Программа «Дружные ребята»
  • Программа «Золотой ключик»
  • Программа «Из детства в отрочество» (Т.Н. Доронова)
  • Программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Программа «Радуга»
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
  • Программа «Содружество»
  • Программа «Я – Ты – Мы»
  • Система «РОСИНКА»
  • Система Фребеля
  • Сущность и структура педагогического процесса
  • Характеристика педагогической деятельности
  • Этапы обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь