Обзор диагностических методик, используемых для изучения особенностей межличностного взаимодействия воспитателя с детьми
Facebook
Twitter
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
В связи с тем, что многочисленные исследования показали взаимосвязь между отношением ребенка к воспитателю и стилем его руководства детской группой, для коррекции отношений в системе «ребенок – воспитатель» и для выработки рекомендаций педагогу по построению взаимоотношений с воспитанниками необходимо также собрать информацию о характере его общения с детьми. Основные методы, используемые для этого: стандартизированное наблюдение, метод экспертной оценки, анкетированиепедагогов, естественный эксперимент.
Основные методики, используемые для изучения особенностей взаимодействия воспитателя с детьми
Фландерсовская система анализа категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях (см.: Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2000. – С. 89-98). Цель: изучениестиля педагогического общения воспитателя с детьми на занятиях; анализ речевого взаимодействия воспитателя с детьми на занятиях; выявление отношения педагога к проявлению детской активности на занятиях. Метод сбора информации: стандартизированное наблюдение.
Анализ взаимодействия педагога с детьми в совместной деятельности по методике Л. Башлаковой (см.: Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. – 1989. – №10. – С. 63-66). Цель: изучение стиля общения воспитателя с детьми в совместной деятельности. Метод сбора информации: стандартизированное наблюдение.
Диагностика определения модели взаимодействия воспитателя детского сада с детьми В.Г. Маралова (см.: Готовимся к аттестации!: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб., 2000. – С. 60-65). Методы сбора информации: анкетирование педагогов, стандартизированное наблюдение.
Тест для определения характера взаимодействия воспитателя с детьми Г. Любиной (см.: Любина Г. Помоги себе сам! // Дошкольное воспитание. – 1996. – №3. – С. 14-15).
Методика выявления трудностей ребенка в общении со взрослыми М. Елагиной (Елагина М.О.преодолении трудностей в общении // Дошкольное воспитание. – 1985. – №4. – С. 47-49). Цель: изучение содержания коммуникативных контактов педагога с ребенком как причины его эмоционального неблагополучия. Метод сбора информации: естественный эксперимент.
Оценочная шкала профессиональных умений и качеств, необходимых для общения воспитателя с детьми (см.: Готовимся к аттестации!: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб., 2000. – С. 129-130). Метод получения информации: наблюдение за деятельностью педагога.
Метод отраженной субъектности В.А. Петровского (см.: Николаева А.Б. Личность педагога в зеркале детского восприя-тия // Дошкольное воситание. – 1987. – №9. – С. 35-37). Цель: выявление индивидуально-специфических аспектов представленности воспитателя в дошкольниках. Метод получения информации: естественный эксперимент.
Иванова Н.В. Формированиесоциального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.