Программа «Дружные ребята»

Данная программа разработана авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук Р.С. Буре. По замыслу авторов, программа направлена главным образом на воспитание гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. При определении конкретных задач и содержания программы за основу взято положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Дети должны научиться ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников, учитывать их нужды, интересы, трудности. Постепенное осознание ребенком интересов и трудностей других способствует, по мнению авторов, воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстникам, т.е. развитию социальных эмоций. Таким образом, главная задача педагогического процесса – формирование гуманных чувств, что достигается путем осознания моральной ценности доброжелательного отношения и с помощью умения эмоционально предвосхищать последствия своих поступков.

Наиболее благоприятными условиями для воспитания гуманных чувств и отношений являются:

  • эмоциональный комфорт каждого ребенка, его поддержка и понимание, положительный эмоциональный климат в группе;
  • сформированность положительных взаимоотношений между детьми, дружеское расположение сверстников, что дает ребенку чувство уверенности и спокойствия;
  • организация совместной деятельности дошкольников, когда часто возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить от него поддержку. В совместной деятельности педагог получает возможность продемонстрировать детям способы проявления доброжелательности, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций, оценить действия детей с точки зрения моральной нормы. В совместной деятельности особое значение придается формированию партнерских отношений;
  • уважение права ребенка на развитие его индивидуальности, признание каждого полноценным и равноправным членом детского сообщества.

В программных положениях отражены и особенности социально-личностного развития каждого возрастного периода дошкольного детства. Учитывая сложность и неразработанность методов морального воспитания в педагогике, авторы предлагают методические рекомендации по отдельным направлениям работы с детьми. Коротко рассмотрим эти направления.

Общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного эмоционального микроклимата в группе детского сада.

Общение со значимым взрослым имеет исключительно важное значение для дошкольника: оно помогает налаживать отношения со сверстниками, организовывать разнообразную деятельность, поддерживать эмоциональный комфорт в группе. Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребенка, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину его душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

Авторы программы «Дружные ребята» выделяют три типа ситуаций, которые наиболее часто вызывают эмоциональный дискомфорт. Авторы анализируют причины их возникновения, рекомендуют приемы, помогающие преодолеть эмоциональное неблагополучие ребенка.

Первый тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности ребенка в общении и эмоциональной близости со взрослым.

В этих случаях педагогу рекомендуется особенно радостно встречать ребенка, проявлять особое внимание к нему, оказывать поддержку во всех его начинаниях.

Второй тип проблемных ситуаций возникает из-за неудовлетворенности потребности ребенка в общении со сверстниками, из-за недостатка их признания и оценки. Для преодоления этих трудностей педагогу рекомендуется эмоционально поддерживать все предложения ребенка в присутствии значимых для него сверстников, помогать ему включиться в общую деятельность, подчеркивать отзывчивость ребенка и его положительное отношение к другим детям и т.д.

Третий тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности ребенка в достижении успеха в той или иной деятельности. В таких случаях рекомендуются следующие педагогические приемы: предвосхищающая положительная оценка; одобрение в присутствии детей результатов деятельности данного ребенка; опережающее индивидуальное обучение способам деятельности.

В рекомендациях перечислены некоторые моменты, вызывающие у ребенка отрицательную реакцию (повышенный тон педагога, некорректные замечания и наставления и др.).

Формирование отзывчивого отношения к сверстникам

Отзывчивость характеризуется в программе как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт.

В качестве главных задач формирования отзывчивости выделяются следующие:

  • обращать внимание детей на ситуацию эмоционального неблагополучия сверстников;
  • учить детей конкретным способам преодолевать свое эмоциональное неблагополучие и накапливать опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому;
  • побуждать к проявлению отзывчивости и доброжелательности;
  • разъяснять причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника;
  • непосредственно включаться во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.
Просмотров: 14065
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • Активность общения
  • Варианты этического развития дошкольников
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Исследования морально-нравственного развития ребенка в отечественной детской психологии
  • Исследования феномена детской популярности в психологии
  • Классификация типов отношений педагогов к детям (по Коломинскому Я.Л.)
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Методы морального развития в дошкольной педагогике
  • Основные функции педагогической деятельности
  • Особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)
  • Особенности отношения к сверстникам дошкольников с разными вариантами этического развития
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Педагогика Марии Монтессори
  • Понятие «межличностные отношения в детской группе»
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Программа «Детский сад – дом радости»
  • Программа «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой
  • Программа «Золотой ключик»
  • Программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • Программа «Радуга»
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
  • Программа «Содружество»
  • Программа «Я – Ты – Мы»
  • Психологическая устойчивость
  • Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте
  • Различные подходы к пониманию межличностных отношений
  • Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 2 года).
  • Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)
  • Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
  • Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь