|
Исследования феномена детской популярности в психологииВопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми, а другие вызывают антипатии сверстников, имеет важное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Чем же определяется популярность ребенка в группе дошкольников? Первая группа работ в основе популярности дошкольников рассматривает их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности. Согласно данному подходу, дети предпочитают успешных, удачливых, активных сверстников, заслуживших положительные оценки взрослых и стремящихся к признанию. В исследовании А.А. Рояк было показано, что наличие способностей к игре у детей обеспечивает популярность их в группе сверстников. К этим способностям относятся операционные навыки и умения; интеллектуальные качества ребенка, проявляющиеся в богатстве фантазии, запасе конкретных знаний, развитой речи и пр.; доброжелательное внимание к партнерам, уступчивость и т.д. [2]. В исследовании Т.А. Репиной было показано, что повышение успешности ребенка с низким социальным статусом в конструктивной деятельности (после специального экспериментального обучения) увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка и на его положение в группе сверстников [2]. В работе Т.В. Сенько показана взаимосвязь между успешностью дошкольников в познавательной и трудовой деятельности и положением ребенка в группе сверстников. Как показывают результаты этого исследования, у популярных детей наблюдается высокая успешность совместной трудовой и познавательной деятельности – они активны, ориентированы на результат труда, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность, которая вызывает у них отрицательные эмоции и желание отказаться от работы (см.: [3]). Второе направление работ анализирует феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности: если содержание общения не соответствует уровню коммуникативной потребности субъекта, то расположение к партнеру ослабляется, и, наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к симпатии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности. Результаты экспериментов Р.А. Смирновой показали, что наиболее предпочитаемыми оказываются дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру, а не сотрудничество и сопереживание [3]. В исследовании Р.К. Терещук проводился анализ контактов популярных детей по параметрам коммуникативной инициативности, социальной чувствительности и эмоционального отношения к ровеснику. Описывая портрет популярного ребенка, Р.К. Терещук выделяет такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения [6]. В третьем направлении социальное развитие ребенка в группе сверстников рассматривается как процесс адаптации. Способность ребенка быть дружелюбным и действовать сообща повышает статус ребенка в группе, а чрезмерный эгоизм и замкнутость в себе являются причиной низкого статуса и плохой адаптации (исследования Д. Мэй, А.А. Рояк). Четвертое направление работ рассматривает детскую популярность через понятие «социальная компетентность». Данное понятие включает в себя несколько компонентов:
В исследовании Е.О. Смирновой был проведен сравнительный анализ эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социальной компетентности у популярных и непопулярных дошкольников [3]. Полученные результаты показали, что далеко не все особенности психики и поведения детей, которые обычно связывают с социальной компетентностью, отличают популярных детей от непопулярных. Так, эти две группы детей в исследовании Е.О. Смирновой практически не различались по уровню развития социального интеллекта и наглядно-действенного мышления, что свидетельствует о том, что когнитивные способности, такие как уровень развития интеллекта и способность к разрешению социальных проблем, не обеспечивают популярности ребенка в группе сверстников. По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходили своих сверстников. Среди непопулярных детей по этим показателям выделились две группы детей: 1-я – замкнутых и совершенно пассивных; 2-я – чрезмерно общительных и стремящихся к руководству. Обе эти стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребенка непопулярным. В отличие от этого все популярные дети занимали средние позиции по этим показателям: у них преобладали уступающий и организующий стили поведения в игре и средние уровни общения. Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Во-первых, популярные дети практически никогда не были безразличны к действиям сверстника, проявляли интерес к тому, что он делает. Причем эта эмоциональная вовлеченность имела положительную окраску – они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел. Во-вторых, они сопереживали другим в ответ на оценку взрослого; успехи сверстников радовали их, а промахи – огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно. В-третьих, все популярные дети отвечали на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно отдавали им то, что было нужно им самим. Непопулярные дети не делали этого никогда. И, наконец, популярные дети, даже в позиции «обиженного» предпочитали разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других. Результаты исследования Е.О. Смирновой свидетельствуют о том, что в основе популярности дошкольников лежит не развитие социального интеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в отдельных поведенческих актах. Нравственно-ценностные поведенческие проявления популярных детей имеют в своем основании, по мнению Е.О. Смирновой, особое, субъектное отношение к сверстнику. У этих детей предметное, объектное начало в отношениях со сверстниками, сравнение себя с другими не является главным и основным. Оно не закрывает другого ребенка и не делает защиту, утверждение и признание своего Я главной жизненной задачей. Именно это, по утверждению Е.О. Смирновой, обеспечивает признание других и утверждение ребенка в группе сверстников [3]. Литература
Категория: ПЕДАГОГИКА Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|