Исследования феномена детской популярности в психологии

Вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми, а другие вызывают антипатии сверстников, имеет важное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников.

Чем же определяется популярность ребенка в группе дошкольников?

Первая группа работ в основе популярности дошкольников рассматривает их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности. Согласно данному подходу, дети предпочитают успешных, удачливых, активных сверстников, заслуживших положительные оценки взрослых и стремящихся к признанию.

В исследовании А.А. Рояк было показано, что наличие способностей к игре у детей обеспечивает популярность их в группе сверстников. К этим способностям относятся операционные навыки и умения; интеллектуальные качества ребенка, проявляющиеся в богатстве фантазии, запасе конкретных знаний, развитой речи и пр.; доброжелательное внимание к партнерам, уступчивость и т.д. [2].

В исследовании Т.А. Репиной было показано, что повышение успешности ребенка с низким социальным статусом в конструктивной деятельности (после специального экспериментального обучения) увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка и на его положение в группе сверстников [2].

В работе Т.В. Сенько показана взаимосвязь между успешностью дошкольников в познавательной и трудовой деятельности и положением ребенка в группе сверстников. Как показывают результаты этого исследования, у популярных детей наблюдается высокая успешность совместной трудовой и познавательной деятельности – они активны, ориентированы на результат труда, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность, которая вызывает у них отрицательные эмоции и желание отказаться от работы (см.: [3]).

Второе направление работ анализирует феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности: если содержание общения не соответствует уровню коммуникативной потребности субъекта, то расположение к партнеру ослабляется, и, наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к симпатии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.

Результаты экспериментов Р.А. Смирновой показали, что наиболее предпочитаемыми оказываются дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру, а не сотрудничество и сопереживание [3].

В исследовании Р.К. Терещук проводился анализ контактов популярных детей по параметрам коммуникативной инициативности, социальной чувствительности и эмоционального отношения к ровеснику. Описывая портрет популярного ребенка, Р.К. Терещук выделяет такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения [6].

В третьем направлении социальное развитие ребенка в группе сверстников рассматривается как процесс адаптации. Способность ребенка быть дружелюбным и действовать сообща повышает статус ребенка в группе, а чрезмерный эгоизм и замкнутость в себе являются причиной низкого статуса и плохой адаптации (исследования Д. Мэй, А.А. Рояк).

Четвертое направление работ рассматривает детскую популярность через понятие «социальная компетентность». Данное понятие включает в себя несколько компонентов:

  • эмоциональный компонент, включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и сорадованию, внимание к переживаниям и действиям сверстников;
  • когнитивный компонент, включающий способность встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми;
  • поведенческий компонент, отражающий способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и пр.

В исследовании Е.О. Смирновой был проведен сравнительный анализ эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социальной компетентности у популярных и непопулярных дошкольников [3]. Полученные результаты показали, что далеко не все особенности психики и поведения детей, которые обычно связывают с социальной компетентностью, отличают популярных детей от непопулярных.

Так, эти две группы детей в исследовании Е.О. Смирновой практически не различались по уровню развития социального интеллекта и наглядно-действенного мышления, что свидетельствует о том, что когнитивные способности, такие как уровень развития интеллекта и способность к разрешению социальных проблем, не обеспечивают популярности ребенка в группе сверстников.

По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходили своих сверстников. Среди непопулярных детей по этим показателям выделились две группы детей: 1-я – замкнутых и совершенно пассивных; 2-я – чрезмерно общительных и стремящихся к руководству. Обе эти стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребенка непопулярным. В отличие от этого все популярные дети занимали средние позиции по этим показателям: у них преобладали уступающий и организующий стили поведения в игре и средние уровни общения.

Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Во-первых, популярные дети практически никогда не были безразличны к действиям сверстника, проявляли интерес к тому, что он делает. Причем эта эмоциональная вовлеченность имела положительную окраску – они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел.

Во-вторых, они сопереживали другим в ответ на оценку взрослого; успехи сверстников радовали их, а промахи – огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно.

В-третьих, все популярные дети отвечали на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно отдавали им то, что было нужно им самим. Непопулярные дети не делали этого никогда.

И, наконец, популярные дети, даже в позиции «обиженного» предпочитали разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других.

Результаты исследования Е.О. Смирновой свидетельствуют о том, что в основе популярности дошкольников лежит не развитие социального интеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в отдельных поведенческих актах. Нравственно-ценностные поведенческие проявления популярных детей имеют в своем основании, по мнению Е.О. Смирновой, особое, субъектное отношение к сверстнику. У этих детей предметное, объектное начало в отношениях со сверстниками, сравнение себя с другими не является главным и основным. Оно не закрывает другого ребенка и не делает защиту, утверждение и признание своего Я главной жизненной задачей. Именно это, по утверждению Е.О. Смирновой, обеспечивает признание других и утверждение ребенка в группе сверстников [3].

Литература
  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000. – С. 170-203.
  2. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.
  3. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.; Воронеж, 2001. – С.180-203.
  4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – С. 206-221.
  5. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. – 1996. – №3.
  6. Терещук Р. Развитие популярности среди товарищей // Дошкольное воспитание. – 1983. – №9. – С. 45-47.

Просмотров: 4196
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • Адаптация к школе
  • Активность общения
  • Анализ детских рисунков
  • Варианты этического развития дошкольников
  • Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка
  • Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет)
  • Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет)
  • Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Исследования морально-нравственного развития ребенка в отечественной детской психологии
  • Карта психологического изучения ребенка
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Обзор диагностических методик, используемых при изучении групповых межличностных отношений в дошкольной группе
  • Особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)
  • Особенности отношения к сверстникам дошкольников с разными вариантами этического развития
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Понятие «межличностные отношения в детской группе»
  • Потребность задавать вопросы у дошкольников
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Почему ребенок ломает игрушки
  • Примерная схема характеристики ребенка
  • Программа «Дружные ребята»
  • Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте
  • Различные подходы к пониманию межличностных отношений
  • Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 2 года).
  • Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)
  • Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе
  • Тест «Два домика»
  • Формирование потребности в признании у дошкольников в коллективной игре
  • Формирование самостоятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь