Обзор диагностических методик, используемых при изучении групповых межличностных отношений в дошкольной группе

Для изучения взаимоотношений в малых группах широко используются разнообразные формы социометрического метода. Но необходимо еще раз подчеркнуть, что все социометрические опросы измеряют не процесс внутригруппового общения, а взаимоотношения членов группы и их межличностные предпочтения. Поэтому, давая качественную интерпретацию социометрических индексов, необходимо иметь в виду, что эти показатели описывают структурно-динамические параметры подсистемы взаимоотношений в «личной» или «деловой» сферах и не дают полной картины внутригрупповой активности. Так, например, неправомерно социометрический статус личности трактовать как глобальный показатель положения в группе и на этом основании давать определенные практические рекомендации; неправомерно отождествлять понятия «лидер» и «звезда», коэффициент взаимности отношений и показатель групповой сплоченности и т.д. Соответственно, чтобы информация, содержащаяся в социометрических индексах, обрела собственно психологический смысл, необходимо их соотнести с другими групповыми, личностными характеристиками, полученными посредством других социально-психологических, педагогических методов (бесед, наблюдений, различных несоциометрических процедур).

Основные социометрические методики, используемые для изучения межличностных отношений дошкольников

  • «У кого больше?» – адаптированный для дошкольников вариант социометрической игры Я.Л. Коломинского «Выбор в действии». В методику включен также вариант аутосоциометрии.
  • Социометрическая методика с вариантом аутосоциометрии для детей младшего дошкольного возраста Я.Л. Коломинского.
  • Социометрический эксперимент по варианту Т.А. Репиной «Секрет».
  • Социометрический эксперимент «Игра в почтальона» Л. Кантат.
  • Методика «Краски в подарок на день рождения» Е.А. Панько и М. Кашляк.
  • 6. Методика выявления личностного статуса ребенка в группе сверстников Л.А. Венгера.

Основными диагностическими показателями социометрического исследования выступают:

Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений. Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые». Группа дошкольников может иметь полную или неполную статусную структуру. Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе, то есть насколько желанен ребенок в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника.

Уровень благополучия взаимоотношений. Определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных показателей. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях, уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом соотношении – как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – как низкий. Низкий уровень благополучия взаимоотношений – сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений.

Коэффициент взаимности. Выражает характер отношений, существующих в группе. Вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: I – 15-20% (низкий уровень), II – 21-30% (средний уровень), III – 31-40% (высокий уровень), IV – 40% и выше (сверхвысокий уровень). К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями. Определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы. На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Нормативные показатели: I – 33% и ниже (низкий уровень); II – 34-49% (средний уровень); III – 50-65% (высокий уровень); IV – 66% и выше (высший уровень). Но еще более важно знать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок. Коэффициент удовлетворенности в этом случае определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у ребенка взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Нормативные показатели: I – высший уровень – относятся дети, коэффициент которых равен 45-100%; II – 50-75%; III – 25-50%; IV – 0-25%.

Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%. Величина этого индекса – показатель успешности воспитательной работы.

Устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей. Социометрические исследования рекомендуется проводить два раза в год, используя разные варианты и изменяя критерии выбора. Анализируя повторные полученные результаты, можно проверить устойчивость данных отношений. Для этого используется 4 основных показателя:

  • количество сохранившихся выборов;
  • число детей, у которых сохранился хотя бы один сделанный выбор;
  • устойчивость социометрического статуса;
  • количество и категория выборов детей, которые отсутствовали в этом эксперименте.

Соотнеся эти показатели, можно судить, насколько устойчивы или ситуативны симпатии, антипатии детей, насколько дошкольники способны долго поддерживать дружеские отношения.

Мотивация социометрических выборов. Анализируются мотивы, лежащие в основе избирательных отношений детей к сверстникам, а также ценностные ориентации детской группы.

Существенно дополняют представления о межличностных отношениях дошкольников факты, полученные в результате использования других, несоциометрических методик:

  • наблюдения за самостоятельными играми детей с элементами выбора («Колпачок», «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай», «Я садовником родился...», «Ручеек»);
  • экспериментальных игр «За рулем», «Железная дорога» по методике А.А. Рояк;
  • индивидуальных опросов детей группы;
  • экспериментальной совместной деятельности детей (методики Т.А. Репиной);
  • экспериментальных ситуаций «Подарок сверстнику».
  • заключение перечислим диагностические методики изучения общения в дошкольной группе:
  • методика одномоментных срезов структуры детской группы в свободном общении Т.А. Репиной;
  • методика хронометрированных наблюдений «Метод ракеты» (Ф. Мерен);
  • методика выявления уровня взаимодействия ребенка младшего дошкольного возраста со сверстниками А. Кошелевой.

Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с.


Просмотров: 35609
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика детей




Другие новости по теме:

  • 7.4.1. Социометрия и оценка группы
  • 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен – спортсмен»
  • Варианты этического развития дошкольников
  • Групповая сплоченность
  • Диагностика детско-родительских отношений
  • Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Изучение структуры малой группы с помощью методики ДМО
  • Исследования феномена детской популярности в психологии
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Место и природа межличностных отношений
  • Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
  • Методика «Три вопроса»
  • Методика Рене Жиля
  • Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений
  • Обзор диагностических методик, используемых для изучения особенностей межличностного взаимодействия воспитателя с детьми
  • Оценка интеллекта
  • Понятие «межличностные отношения в детской группе»
  • Пример исследования групповых отношений с помощью методики ДМО
  • Различные подходы к пониманию межличностных отношений
  • Рисуночный тест «Я и группа»
  • Социометрия
  • Статус социометрический
  • Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе
  • Сущность социально-психологического климата
  • Тест «Два домика»
  • Тест «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой
  • Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
  • Школьный класс
  • Эффективность коррекции тревожности с помощью игровой терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь