Эффективность коррекции тревожности с помощью игровой терапии

Особенности детей, связанные с уровнем их тревожности

Предыдущий жизненный опыт ребенка, накопленный им до поступления в школу, может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям. Однако нехватка подобного опыта или неспособность владеть собой могут привести к негативным последствиям, что существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей.

Хотя многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей различными методами и упоминают о возможности использования метода недирективной игровой терапии для коррекции тревожности, эффективность данного метода в нашей стране не нашла экспериментального подтверждения. Именно поэтому задачей нашего исследования стало экспериментальное подтверждение эффективности коррекции детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии. В нашем эксперименте приняли участие 1267 детей дошкольных учреждений г. Чебоксары.

До проведения коррекционной работы у всех детей, участвующих в эксперименте, был определен уровень тревожности с помощью диагностической методики Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо». Эта методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей в возрасте от 4 до 7 лет. Психодиагностический материал включает в себя серию рисунков, каждый из которых представляет некоторую типичную для дошкольника жизненную ситуацию (всего 14 ситуаций). Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах – для мальчиков и для девочек. В процессе тестирования происходит идентификация ребенком себя с картинкой мальчика или девочки в зависимости от пола испытуемого.

Двусмысленность рисунков в методике имеет «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, результаты заносятся в протокол. На основе полученных данных проводится количественный анализ и по формуле вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению количества негативных выборов к их общему количеству. Наряду с количественным предусматривается и качественный анализ тревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (или подобной) ситуации. Высокая информативность методики, достоверность, а также сравнительно небольшие затраты времени на диагностику делают ее доступной для качественного и количественного анализа результатов. После обработки и интерпретации полученных с помощью этой методики данных нам удалось определить уровень тревожности каждого ребенка, участвующего в исследовании (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Количественное распределение дошкольников в соответствии с уровнем их тревожности

Уровень тревожности
высокийсреднийнизкий
количество
детей
%количество
детей
%количество
детей
%
М
245
Д
203
М
19
Д
16
М
396
Д
423
М
31
Д
34
М
0
Д
0
М
0
Д
0

Примечание. М – мальчики; Д – девочки.

Как видно из табл. 3.1, ни один ребенок не набрал того количества баллов, которое соответствует низкому уровню тревожности. Однако 448 испытуемых из 1267 (35%) имеют высокий уровень тревожности. Такие дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. Их интересовало, что записывает психолог, не узнают ли о результатах теста родители или воспитатели, как отвечают другие дети и правильно ли отвечают они сами. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони, появлялись покраснения кожных покровов в области лица и/или шеи. Девять человек отказались от тестирования и лишь после долгих уговоров, что это не страшно и не больно, согласились посмотреть на ход диагностики с другим ребенком из той же, что и они сами, группы дошкольного учреждения. Уже в ходе исследования встречались дети, которые активно или пассивно отказывались от диагностики. Активный отказ выражался в словесной форме или демонстративном поведении (капризы, плач, уход). Пассивный отказ был связан с появлением повышенной отвлекаемости у детей, когда они начинали разговор на отвлеченную тему, просились в туалет, роняли из рук платок или с ноги обувь и начинали долго и упорно их поднимать с пола, при этом неловко улыбаясь и ойкая. В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос психолога «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Из-за того что мама любит сестру, а не ее», «Потому что его все бросили и он один», «Потому что он плохой».

По результатам исследования у 819 (65%) детей был выявлен средний уровень тревожности. Такие дети в процессе тестирования либо вообще не проявляли признаков, свойственных высокотревожным дошкольникам, либо проявляли некоторые из них в слабой степени.

Полученные данные говорят о том, что довольно большое количество детей имеют высокий уровень тревожности. То есть фактически у каждого третьего ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, ребенок нуждается в целенаправленной и планомерной психологической коррекции-В первой главе уже отмечалось, что высокий уровень тревожности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результативность его деятельности. Поэтому необходимость коррекции уровня тревожности не вызывает сомнений.

Во второй главе были описаны три метода игровой терапии: директивная, недирективная и смешанная. Проведение коррекции с использованием всех этих методов подтвердило их эффективность. Об этом можно было судить по изменению поведения ребенка, прошедшего курс игровой терапии, и по снижению у него уровня тревожности. Однако то, насколько один метод игровой терапии эффективнее других при коррекции уровня тревожности, до сих пор никем не изучалось. Поэтому мы решили определить, существует ли разница в показателях эффективности коррекции уровня тревожности при использовании разных методов игровой терапии.

Из числа испытуемых с высоким уровнем тревожности, которые посещали выпускные группы дошкольных учреждений, у которых был выявлен высокий уровень тревожности, было отобрано 400 детей: 200 мальчиков и 200 девочек. Из них в контрольную группу вошло 100 детей (50 девочек и 50 мальчиков) и в экспериментальную – 300 детей (150 девочек и 150 мальчиков).

Экспериментальная группа в свою очередь была разделена на три подгруппы. В первую подгруппу вошли дети, с которыми проводилась игровая терапия недирективного типа – 100 испытуемых (50 мальчиков, 50 девочек). Во вторую подгруппу вошли дети, в работе с которыми использовалась директивная игровая терапия – 100 испытуемых (50 мальчиков, 50 девочек). В третью – дети, с которыми работали методом смешанной игровой терапии – 100 испытуемых (50 мальчиков, 50 девочек)

При этом у всех детей первоначально был отмечен высокий уровень тревожности как в качественной характеристике, так и в количественной (60,64%; 60,78%; 60,57%; 60,57% соответственно), то есть до проведения коррекции у всех детей был фактически одинаково высокий уровень тревожности. Однако с каждым ребенком экспериментальной группы проводилась игровая терапия одного из трех типов, а дети контрольной группы участвовали в эксперименте только на диагностических этапах.

Просмотров: 7803
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Анализ игровой деятельности
  • Варианты этического развития дошкольников
  • Диагностическая программа по выявлению причин застенчивости у детей-дошкольников
  • Директивная игровая терапия
  • Игрушки и игровой материал
  • Исследование уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет
  • Исследования феномена детской популярности в психологии
  • Кляйн (Klein) Мелани (30.03.1882 – 22.09.1960)
  • Л.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи
  • Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
  • Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)
  • Можно ли позволить ребенку привести в игровую комнату приятеля?
  • Обеспечение кабинета детского психолога
  • Обзор диагностических методик, используемых при изучении групповых межличностных отношений в дошкольной группе
  • Оборудование игровой комнаты
  • Принимать ли от ребенка подарки во время игровой терапии?
  • Природа и генезис детской тревожности
  • Программа Это Я
  • Просить ли ребенка убирать за собой?
  • Противопоказания к проведению холдинг-терапии
  • Смешанная игровая терапия
  • Стадии процесса недирективной игровой терапии
  • Терапевтические ограничения в игротерапии
  • Терапевтические условия развития ребенка
  • Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
  • Тест «Я в детском саду»
  • Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
  • Тесты для обследования детей (индивидуальная психодиагностика)
  • Типичные проблемы игровой терапии и что делать, если...
  • Что делать, если ребенок молчит



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь