Игрушки и игровой материал

Выбор игрушек и игрового материала должен быть сознательным, базирующимся на серьезных логических основаниях, при этом всегда следует принимать во внимание основную идею: уровень развития ребенка естественным образом выражается в его игре и активности. Как уже указывалось, игрушки для ребенка – это его слова, а игра – язык. В связи с этим следует выбирать такие игрушки и игровой материал, которые бы облегчали самовыражение ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой активности. Мустакас считает, что в комнате обязательно должны присутствовать игровой материал двух типов: структурированные (пистолеты, куклы, мячи и т. д.) и неструктурированные (глина, песок, вода, краски и т. д.). Как отмечает Бюлер, неструктурированный игровой материал можно изменять, деформировать, и ребенок может организовать этот материал таким образом, чтобы воссоздать значимые для него межличностные отношения.

Лэндрет перечисляет семь вопросов, которые могут служить важным оценочным критерием для отбора игрушек и игрового материала.

Могут ли игрушки и игровой материал:

  1. Облегчить широкий спектр творческой активности ребенка?
  2. Облегчить широкий спектр выражения эмоций?
  3. Возбудить интерес ребенка?
  4. Облегчить экспрессивную и исследовательскую игру?
  5. Позволить игру без вербализации?
  6. Дать возможность свободной игры?
  7. Иметь жесткие конструкции для активного использования?

Кроме того, Лэндрет отмечает, что, поскольку игрушки и материал являются средством коммуникации ребенка, необходимо уделять внимание отбору подходящих образцов. Поэтому необходимо придерживаться правила: игрушки и материал следует выбирать, а не собирать. Игровые комнаты, в которых находится случайно выбранный материал, обретают процесс игровой терапии на неудачу. Таким образом, игрушки и игровой материал, используемые в процессе игровой терапии, следует тщательно отбирать в зависимости от их соответствия логическим основаниям игровой терапии.

Игрушки и материал, необходимые для игротерапии, можно сгруппировать в три категории.

1. Игрушки из реальной жизни (куклы, машины, дома, классная доска и т.д.). Они решают ряд задач: делают возможным непосредственное выражение чувств ребенка; дают ребенку возможность играть в свободную игру, что особо важно для упрямых или застенчивых детей; позволяют безопасным способом передвигаться по комнате или сокращать расстояние между ребенком и терапевтом; создают атмосферу некоторой вседозволенности, что позволяет терапевту установить контакт с внутренним миром ребенка.

Пример 6

В игровой комнате – Никита, 6 лет, застенчивый, высокотревожный ребенок. На протяжении нескольких занятий только рисовал или строил башню в отдаленном углу комнаты. С психологом не разговаривал. Наконец взял большую грузовую машину и начал катать ее кругами по комнате, постепенно увеличивая диаметр круга и приближаясь к психологу.

Психолог. Это у тебя машина?

Никита молчит.

Психолог. Она у тебя здорово ездит.

Никита начинает возить машину так, чтобы она задевала ноги психолога. При очередном круге психолог немного выставляет ногу вперед и машина проезжает между ног.

Психолог. Я кто?

Никита. Ты мост.

В случае с Никитой игрушка из реальной жизни, верная реакция и терпение психолога позволили установить контакт в процессе игровой терапии.

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (игрушечные солдатики, ружье, резиновый нож, игрушки, изображающие диких животных, и т.д.). Они могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности.

В последнее время достаточно часто приходится слышать критические замечания по поводу таких игрушек. Обычно говорится о том, что эти игрушки вырабатывают жестокость и агрессивность у детей. Достаточно сложно согласиться с подобными высказываниями, так как в целях эффективного отреагирования именно агрессивного поведения и используются в игровой терапии подобные игрушки.

Пример 7

В игровой комнате – Денис, 5 лет, агрессивный, высокотревожный ребенок. На протяжении всего процесса игровой терапии старается незаметно что-то сломать. Почти на каждом занятии берет большого крокодила, складывает ему в пасть пистолеты, резиновый нож, игрушечные вилки, дротики на присосках и закрывает на пасти молнию.

Психолог. Ты все это спрятал?

Денис. Да. Это не игрушки.

Психолог. Почему?

Денис. Мама мне не разрешает с такими играть.

Психолог. Здесь ты можешь с ними поиграть, если хочешь.

Денис нерешительно смотрит на крокодила и берет для игры машинку, начиная так сильно возить ее по всем строительным кирпичикам, разбросанным на полу так, что скоро у машины могут отлететь колеса. Психолог делает вид, что не замечает этого, подходит к крокодилу, вынимает у него из пасти пистолет с дротиками на присосках и начинает стрелять в мишень.

Денис. А это хорошая игра?

Психолог. Мне нравится.

Денис. Дайте я попробую тоже.

Именно использование в игровом процессе «агрессивных» игрушек наряду с четкой системой ограничений, которая еще будет описана дальше, помогло Денису снизить уровень агрессивности, овладеть навыками самоконтроля, внутренней оценкой действий и снизило высокую тревожность.

3. Игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, глина, пластилин, кубики, краски и т. д.). Они особенно полезны для работы с застенчивыми и замкнутыми детьми. Позволяют ребенку узнать, что значит созидать или разрушать, дают возможность почувствовать себя в безопасности, выражая свои чувства.

При всех плюсах использования песка и воды в игровой комнате, хотелось бы порекомендовать начинающим игротерапевтам вначале овладеть техникой установления ограничений, затем отработать формы собственных реакций на игру с песком и водой в работе с обычными детьми и только после этого осторожно переносить полученный опыт на работу с высокотревожными и проблемными детьми. Связано это прежде всего с тем, что детей нередко привлекает игра с песком и водой, но вопрос, связанный с сохранением чистоты в игровой комнате, часто становится неразрешимым как для психолога, так и для самих детей. Причем высокотревожный ребенок может сам сознательно избегать «грязнить» комнату или начать это делать после явных или неявных сигналов недовольства со стороны психолога. Также хотелось бы напомнить, что в современной психотерапии существует отдельное направление песочной терапии и квалифицированная подготовка по данному направлению игрового терапевта только поможет повысить эффективность его работы в рамках игротерапии.

Рассматривая группы игрушек в общем, необходимо отметить, что в недирективной игровой терапии особое значение придается конкретному набору необходимых игрушек и игрового материала. Так, Лэндрет предлагает для облегчения процесса самовыражения ребенка следующий набор:

Просмотров: 6609
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Анализ игровой деятельности
  • Директивная игровая терапия
  • Дошкольный возраст
  • Игровая терапия
  • Игровые педагогические технологии
  • Как должен вести себя взрослый когда ребенок выбрасывает игрушки из манежа?
  • Методика «Изучение наглядно-образной памяти»
  • Можно ли позволить ребенку привести в игровую комнату приятеля?
  • Мои любимые игрушки – Этикет для малышей Шорыгина Т.А.
  • О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях
  • Оборудование игровой комнаты
  • Основные направления современной игровой терапии
  • Песочная терапия
  • Приглашать ли в игровую комнату родителей, братьев и сестер?
  • Принимать ли от ребенка подарки во время игровой терапии?
  • Просить ли ребенка убирать за собой?
  • Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад
  • Смешанная игровая терапия
  • Сообщать ли ребенку, почему его привели на игровую терапию?
  • Стадии процесса недирективной игровой терапии
  • Терапевтические ограничения в игротерапии
  • Терапевтические условия развития ребенка
  • Типичные проблемы игровой терапии и что делать, если...
  • Участвовать ли в игре ребенка?
  • Что делать, если ребенок молчит
  • Что делать, если ребенок настойчиво добивается похвалы
  • Что делать, если ребенок несамостоятельный
  • Что делать, если ребенок отказывается уходить из игровой комнаты
  • Что делать, если ребенок пытается стащить игрушку
  • Что делать, если ребенок хочет принести в игровую комнату игрушку или еду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь