|
Игрушки и игровой материалВыбор игрушек и игрового материала должен быть сознательным, базирующимся на серьезных логических основаниях, при этом всегда следует принимать во внимание основную идею: уровень развития ребенка естественным образом выражается в его игре и активности. Как уже указывалось, игрушки для ребенка – это его слова, а игра – язык. В связи с этим следует выбирать такие игрушки и игровой материал, которые бы облегчали самовыражение ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой активности. Мустакас считает, что в комнате обязательно должны присутствовать игровой материал двух типов: структурированные (пистолеты, куклы, мячи и т. д.) и неструктурированные (глина, песок, вода, краски и т. д.). Как отмечает Бюлер, неструктурированный игровой материал можно изменять, деформировать, и ребенок может организовать этот материал таким образом, чтобы воссоздать значимые для него межличностные отношения. Лэндрет перечисляет семь вопросов, которые могут служить важным оценочным критерием для отбора игрушек и игрового материала. Могут ли игрушки и игровой материал:
Кроме того, Лэндрет отмечает, что, поскольку игрушки и материал являются средством коммуникации ребенка, необходимо уделять внимание отбору подходящих образцов. Поэтому необходимо придерживаться правила: игрушки и материал следует выбирать, а не собирать. Игровые комнаты, в которых находится случайно выбранный материал, обретают процесс игровой терапии на неудачу. Таким образом, игрушки и игровой материал, используемые в процессе игровой терапии, следует тщательно отбирать в зависимости от их соответствия логическим основаниям игровой терапии. Игрушки и материал, необходимые для игротерапии, можно сгруппировать в три категории. 1. Игрушки из реальной жизни (куклы, машины, дома, классная доска и т.д.). Они решают ряд задач: делают возможным непосредственное выражение чувств ребенка; дают ребенку возможность играть в свободную игру, что особо важно для упрямых или застенчивых детей; позволяют безопасным способом передвигаться по комнате или сокращать расстояние между ребенком и терапевтом; создают атмосферу некоторой вседозволенности, что позволяет терапевту установить контакт с внутренним миром ребенка. Пример 6 В игровой комнате – Никита, 6 лет, застенчивый, высокотревожный ребенок. На протяжении нескольких занятий только рисовал или строил башню в отдаленном углу комнаты. С психологом не разговаривал. Наконец взял большую грузовую машину и начал катать ее кругами по комнате, постепенно увеличивая диаметр круга и приближаясь к психологу. Психолог. Это у тебя машина? Никита молчит. Психолог. Она у тебя здорово ездит. Никита начинает возить машину так, чтобы она задевала ноги психолога. При очередном круге психолог немного выставляет ногу вперед и машина проезжает между ног. Психолог. Я кто? Никита. Ты мост. В случае с Никитой игрушка из реальной жизни, верная реакция и терпение психолога позволили установить контакт в процессе игровой терапии. 2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (игрушечные солдатики, ружье, резиновый нож, игрушки, изображающие диких животных, и т.д.). Они могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности. В последнее время достаточно часто приходится слышать критические замечания по поводу таких игрушек. Обычно говорится о том, что эти игрушки вырабатывают жестокость и агрессивность у детей. Достаточно сложно согласиться с подобными высказываниями, так как в целях эффективного отреагирования именно агрессивного поведения и используются в игровой терапии подобные игрушки. Пример 7 В игровой комнате – Денис, 5 лет, агрессивный, высокотревожный ребенок. На протяжении всего процесса игровой терапии старается незаметно что-то сломать. Почти на каждом занятии берет большого крокодила, складывает ему в пасть пистолеты, резиновый нож, игрушечные вилки, дротики на присосках и закрывает на пасти молнию. Психолог. Ты все это спрятал? Денис. Да. Это не игрушки. Психолог. Почему? Денис. Мама мне не разрешает с такими играть. Психолог. Здесь ты можешь с ними поиграть, если хочешь. Денис нерешительно смотрит на крокодила и берет для игры машинку, начиная так сильно возить ее по всем строительным кирпичикам, разбросанным на полу так, что скоро у машины могут отлететь колеса. Психолог делает вид, что не замечает этого, подходит к крокодилу, вынимает у него из пасти пистолет с дротиками на присосках и начинает стрелять в мишень. Денис. А это хорошая игра? Психолог. Мне нравится. Денис. Дайте я попробую тоже. Именно использование в игровом процессе «агрессивных» игрушек наряду с четкой системой ограничений, которая еще будет описана дальше, помогло Денису снизить уровень агрессивности, овладеть навыками самоконтроля, внутренней оценкой действий и снизило высокую тревожность. 3. Игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, глина, пластилин, кубики, краски и т. д.). Они особенно полезны для работы с застенчивыми и замкнутыми детьми. Позволяют ребенку узнать, что значит созидать или разрушать, дают возможность почувствовать себя в безопасности, выражая свои чувства. При всех плюсах использования песка и воды в игровой комнате, хотелось бы порекомендовать начинающим игротерапевтам вначале овладеть техникой установления ограничений, затем отработать формы собственных реакций на игру с песком и водой в работе с обычными детьми и только после этого осторожно переносить полученный опыт на работу с высокотревожными и проблемными детьми. Связано это прежде всего с тем, что детей нередко привлекает игра с песком и водой, но вопрос, связанный с сохранением чистоты в игровой комнате, часто становится неразрешимым как для психолога, так и для самих детей. Причем высокотревожный ребенок может сам сознательно избегать «грязнить» комнату или начать это делать после явных или неявных сигналов недовольства со стороны психолога. Также хотелось бы напомнить, что в современной психотерапии существует отдельное направление песочной терапии и квалифицированная подготовка по данному направлению игрового терапевта только поможет повысить эффективность его работы в рамках игротерапии. Рассматривая группы игрушек в общем, необходимо отметить, что в недирективной игровой терапии особое значение придается конкретному набору необходимых игрушек и игрового материала. Так, Лэндрет предлагает для облегчения процесса самовыражения ребенка следующий набор: Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|