Стадии процесса недирективной игровой терапии

Продолжительность недирективной игровой терапии зависит от индивидуальности каждого ребенка. Основное, на что здесь обращается внимание, – это прохождение ребенком стадий терапевтического процесса. Различные игровые терапевты определяют их по-разному. Например, К. Мустакас описывает следующие стадии:

  1. Негативные чувства, которые выражает ребенок в различных играх.
  2. Амбивалентность чувств, общая тревожность и враждебность.
  3. Прямые негативные чувства, направленные против родителей, братьев и сестер, других людей или выраженные в особых регрессивных формах.
  4. Амбивалентные чувства, позитивные или негативные к родителям, братьям и сестрам и другим людям.
  5. Ясные, четкие, реалистически негативные или позитивные установки, при этом в игре доминируют позитивные установки.

По мере своего развития в процессе игротерапии ребенок проходит все эти стадии, из которых каждая в той или иной степени соответствует одной из сессий.

В одном из наиболее полных исследований недирективной игровой терапии С. Хендрикс дает такое описание поведения ребенка на протяжении всего терапевтического процесса:

1 – 4 занятия. Ребенок проявляет любопытство, углубляется в бессистемную исследовательскую и творческую игру, делает простые информационные замечания, одновременно выражает радость и тревогу.

5 – 8 занятия. Ребенок продолжает исследовательскую бессистемную игру, по-прежнему выражает радость и тревогу, однако возрастает общая агрессивная направленность, очевидны спонтанные реакции.

9 – 12 занятия. Появляется игра, направленная на установление отношений, возрастает вербальное взаимоотношение с терапевтом, доминирует радость, ребенок дает больше информации о себе и своей семье.

13 – 16 занятия. Преобладают творческие игры и игры на установление отношений, доля агрессивных игр уменьшается, возрастают случаи выражения различных эмоций.

17 – 20 занятия. Преобладают сюжетно-ролевая и ролевая игры, продолжается построение отношений с терапевтом, по-прежнему доминирует радость, ребенок продолжает сообщать сведения о себе и своей семье.

21 – 24 занятия. Преобладают игры, направленные на построение отношений, возрастает количество игр с изображением несчастных случаев.

Следующее крупное исследование процесса игровой терапии выполнила К. Уйти. Она описала следующие особенности поведения детей:

1– 3 занятия. Ребенок проверяет, как терапевт относится к его действиям, проявляет вербальную, невербальную и поисковую активность, демонстрирует высокий уровень тревожности.

4 – 6 занятия. Исследовательская активность снижается, достигают пика агрессивные игры и голосовые эффекты.

7 – 9 занятия. Снижаются агрессивные проявления, преобладает творческая игра, пик вербальной информации о доме, себе, семье.

10 – 12 занятия. Максимального развития достигают игры по установлению отношений.

13 – 15 занятия. Достигают максимума бессюжетные игры и невербальное выражение гнева, увеличивается количество вербальных взаимодействий.

Как уже отмечалось выше, в процессе игровой терапии каждый ребенок проходит все сессии, количество занятий в каждой сессии индивидуально. Лишь при профессиональной работе психолога ребенок не задерживается ни на одном из этапов и происходит развитие.

В ходе коррекционной работы нам удалось проанализировать изменение поведения тревожных детей на занятиях по сессиям в процессе недирективной игровой терапии.

Стадии изменения поведения тревожного ребенка в процессе недирективной игровой терапии

В ходе первой сессии (3—4 занятия) у детей наблюдается исследовательская, бессистемная игра, в которой они соотносят свои действия с реакцией психолога. При этом они демонстрируют высокий уровень тревожности. При правильной реакции психолога и четком следовании установленным правилам и ограничениям ребенок переходит к следующей сессии.

Пример 8

В игровой комнате – Саша, 6 лет, суетливый, высокотревожный ребенок. На первом занятии часто спрашивает, правильно ли он делает, и внимательно следит за реакцией психолога. Психолог несколько раз отвечает: «Как хочешь», а затем чередует игнорирование с напоминанием того, что он уже отвечал на задаваемый вопрос.

На протяжении двух последующих встреч Саша занимается только тем, что еще чаще спрашивает разрешения и просит одобрения. К концу третьего занятия превращает все в игру, каждую секунду спрашивая «Так?», даже если ничего не делает. Психолог игнорирует вопросы, продолжая наблюдать за ребенком.

Саша (делает вид, что не замечает психолога, потом резко оборачивается). А-а, ты смотришь на меня, смотришь!

Психолог (спокойно). Да, я смотрю на тебя.

Саша спокойно начинает играть.

В приведенном примере в течение трех занятий ребенок утверждался в том, что внимание взрослого не связано с контролем над его поведением. Верная тактика психолога, терпение и безоценочное отношение помогли снизить тревогу, связанную с попаданием ребенка в новую ситуацию взаимодействия. Однако снижение так называемой ситуативной тревоги не означает достижения целей игрового процесса в целом. Первые успехи лишь позволяют ребенку перейти на другой уровень отношений в игровой терапии, что является признаком перехода к следующей сессии.

В ходе второй сессии (2– 4 занятия) продолжается бессистемная, отрывочная игра, но происходит общее снижение исследовательской активности, зато повышаются агрессивные проявления, особенно в случаях настойчивого выпрашивания у психолога оценки своих действий и результатов деятельности. Именно на этом этапе встречаются дети, которые выражают желание прекратить процесс игровой терапии.

Пример 9

В игровой комнате – Маша 5 лет, демонстративный, высокотревожный ребенок. Ориентируется на невербальную реакцию психолога. Несколько раз пытается начать сюжетную игру с разными игрушками. Останавливается на кукле. Начинает одевать ее, вдруг раздражается, бьет куклу, наказывает, наблюдая за реакцией взрослого. Получая минимум оценочной информации, начинает нервничать и капризничать.

Маша (демонстративно садится на кресло). Мне здесь не нравится.

Психолог. Я вижу, что тебе здесь не нравится.

Маша. Отведи меня обратно в группу.

Психолог (смотрит на часы). У тебя есть еще 20 минут.

Каждое занятие длится от 30 до 40 минут, и этого времени необходимо строго придерживаться. Поздний или ранний уход из игровой комнаты входит в систему ограничений, приведенную ниже.

Маша. Тогда я не буду играть.

Психолог. Как хочешь.

Маша. Я хочу в группу.

Психолог. Я понимаю, что ты хочешь в группу, но у тебя еще осталось время, и мы будем в игровой еще 20 минут.

Затем следует стандартная работа с установлением системы ограничений, приведенной ниже.

Просмотров: 4841
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Директивная игровая терапия
  • Дошкольный возраст
  • Игровая терапия
  • Игрушки и игровой материал
  • Метод холдинг-терапии
  • Можно ли позволить ребенку привести в игровую комнату приятеля?
  • Оборудование игровой комнаты
  • Песочная терапия
  • Приглашать ли в игровую комнату родителей, братьев и сестер?
  • Принимать ли от ребенка подарки во время игровой терапии?
  • Программа Самочувствие
  • Программа Это Я
  • Просить ли ребенка убирать за собой?
  • Смешанная игровая терапия
  • Сообщать ли ребенку, почему его привели на игровую терапию?
  • Терапевтические ограничения в игротерапии
  • Терапевтические условия развития ребенка
  • Типичные проблемы игровой терапии и что делать, если...
  • Участвовать ли в игре ребенка?
  • Формирование самосознания у ребенка раннего возраста
  • Что делать, если ребенку хочется, чтобы терапевт поиграл с ним в Угадайку
  • Что делать, если ребенок молчит
  • Что делать, если ребенок настойчиво добивается похвалы
  • Что делать, если ребенок несамостоятельный
  • Что делать, если ребенок отказывается уходить из игровой комнаты
  • Что делать, если ребенок пытается стащить игрушку
  • Что делать, если ребенок требует выражений любви
  • Что делать, если ребенок хочет обнять терапевта или забраться к нему на колени
  • Что делать, если ребенок хочет принести в игровую комнату игрушку или еду
  • Эффективность коррекции тревожности с помощью игровой терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь