|
Стадии процесса недирективной игровой терапииПродолжительность недирективной игровой терапии зависит от индивидуальности каждого ребенка. Основное, на что здесь обращается внимание, – это прохождение ребенком стадий терапевтического процесса. Различные игровые терапевты определяют их по-разному. Например, К. Мустакас описывает следующие стадии:
По мере своего развития в процессе игротерапии ребенок проходит все эти стадии, из которых каждая в той или иной степени соответствует одной из сессий. В одном из наиболее полных исследований недирективной игровой терапии С. Хендрикс дает такое описание поведения ребенка на протяжении всего терапевтического процесса: 1 – 4 занятия. Ребенок проявляет любопытство, углубляется в бессистемную исследовательскую и творческую игру, делает простые информационные замечания, одновременно выражает радость и тревогу. 5 – 8 занятия. Ребенок продолжает исследовательскую бессистемную игру, по-прежнему выражает радость и тревогу, однако возрастает общая агрессивная направленность, очевидны спонтанные реакции. 9 – 12 занятия. Появляется игра, направленная на установление отношений, возрастает вербальное взаимоотношение с терапевтом, доминирует радость, ребенок дает больше информации о себе и своей семье. 13 – 16 занятия. Преобладают творческие игры и игры на установление отношений, доля агрессивных игр уменьшается, возрастают случаи выражения различных эмоций. 17 – 20 занятия. Преобладают сюжетно-ролевая и ролевая игры, продолжается построение отношений с терапевтом, по-прежнему доминирует радость, ребенок продолжает сообщать сведения о себе и своей семье. 21 – 24 занятия. Преобладают игры, направленные на построение отношений, возрастает количество игр с изображением несчастных случаев. Следующее крупное исследование процесса игровой терапии выполнила К. Уйти. Она описала следующие особенности поведения детей: 1– 3 занятия. Ребенок проверяет, как терапевт относится к его действиям, проявляет вербальную, невербальную и поисковую активность, демонстрирует высокий уровень тревожности. 4 – 6 занятия. Исследовательская активность снижается, достигают пика агрессивные игры и голосовые эффекты. 7 – 9 занятия. Снижаются агрессивные проявления, преобладает творческая игра, пик вербальной информации о доме, себе, семье. 10 – 12 занятия. Максимального развития достигают игры по установлению отношений. 13 – 15 занятия. Достигают максимума бессюжетные игры и невербальное выражение гнева, увеличивается количество вербальных взаимодействий. Как уже отмечалось выше, в процессе игровой терапии каждый ребенок проходит все сессии, количество занятий в каждой сессии индивидуально. Лишь при профессиональной работе психолога ребенок не задерживается ни на одном из этапов и происходит развитие. В ходе коррекционной работы нам удалось проанализировать изменение поведения тревожных детей на занятиях по сессиям в процессе недирективной игровой терапии. Стадии изменения поведения тревожного ребенка в процессе недирективной игровой терапииВ ходе первой сессии (3—4 занятия) у детей наблюдается исследовательская, бессистемная игра, в которой они соотносят свои действия с реакцией психолога. При этом они демонстрируют высокий уровень тревожности. При правильной реакции психолога и четком следовании установленным правилам и ограничениям ребенок переходит к следующей сессии. Пример 8 В игровой комнате – Саша, 6 лет, суетливый, высокотревожный ребенок. На первом занятии часто спрашивает, правильно ли он делает, и внимательно следит за реакцией психолога. Психолог несколько раз отвечает: «Как хочешь», а затем чередует игнорирование с напоминанием того, что он уже отвечал на задаваемый вопрос. На протяжении двух последующих встреч Саша занимается только тем, что еще чаще спрашивает разрешения и просит одобрения. К концу третьего занятия превращает все в игру, каждую секунду спрашивая «Так?», даже если ничего не делает. Психолог игнорирует вопросы, продолжая наблюдать за ребенком. Саша (делает вид, что не замечает психолога, потом резко оборачивается). А-а, ты смотришь на меня, смотришь! Психолог (спокойно). Да, я смотрю на тебя. Саша спокойно начинает играть. В приведенном примере в течение трех занятий ребенок утверждался в том, что внимание взрослого не связано с контролем над его поведением. Верная тактика психолога, терпение и безоценочное отношение помогли снизить тревогу, связанную с попаданием ребенка в новую ситуацию взаимодействия. Однако снижение так называемой ситуативной тревоги не означает достижения целей игрового процесса в целом. Первые успехи лишь позволяют ребенку перейти на другой уровень отношений в игровой терапии, что является признаком перехода к следующей сессии. В ходе второй сессии (2– 4 занятия) продолжается бессистемная, отрывочная игра, но происходит общее снижение исследовательской активности, зато повышаются агрессивные проявления, особенно в случаях настойчивого выпрашивания у психолога оценки своих действий и результатов деятельности. Именно на этом этапе встречаются дети, которые выражают желание прекратить процесс игровой терапии. Пример 9 В игровой комнате – Маша 5 лет, демонстративный, высокотревожный ребенок. Ориентируется на невербальную реакцию психолога. Несколько раз пытается начать сюжетную игру с разными игрушками. Останавливается на кукле. Начинает одевать ее, вдруг раздражается, бьет куклу, наказывает, наблюдая за реакцией взрослого. Получая минимум оценочной информации, начинает нервничать и капризничать. Маша (демонстративно садится на кресло). Мне здесь не нравится. Психолог. Я вижу, что тебе здесь не нравится. Маша. Отведи меня обратно в группу. Психолог (смотрит на часы). У тебя есть еще 20 минут. Каждое занятие длится от 30 до 40 минут, и этого времени необходимо строго придерживаться. Поздний или ранний уход из игровой комнаты входит в систему ограничений, приведенную ниже. Маша. Тогда я не буду играть. Психолог. Как хочешь. Маша. Я хочу в группу. Психолог. Я понимаю, что ты хочешь в группу, но у тебя еще осталось время, и мы будем в игровой еще 20 минут. Затем следует стандартная работа с установлением системы ограничений, приведенной ниже. Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|