Изучение структуры малой группы с помощью методики ДМО

содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Изучение структуры малой группы с помощью методики ДМО

Для изучения структуры малой группы, будь то спортивная команда, экипаж корабля или производственный коллектив, в социальной психологии нередко используется процедура социометрии, впервые предложенная Дж. Морено. Однако при исследовании социометрических структур отдельные члены группы, приобретая определенный статус, воспринимаются как некая абстракция, безликая единица. Тот, кто официально является руководителем или начальником, обозначается как «формальный лидер». Человек, имеющий наибольший авторитет в глазах большинства, получает статус «неформального лидера», индивидуальные предпочтения и отвержения формируют подгруппы взаимопритягивающихся (конъ-юнктивных) и взаимоотталкивающихся (дизъюнктивных) связей между членами группы. Тот, кто остался никем не выбранным, оказывается в роли «парии», «изгоя». Однако высвеченная социометрией структура группы отвечает лишь на вопрос: какова эта структура, кто оказался в какой роли, в то время как очень важно понять, почему именно так сложилась структура отношений и какие личности ее сформировали.

Опыт применения метода диагностики межличностных отношений ДМО при изучении производственных коллективов в сравнении с данными, полученными при обследовании спортивных команд, научных лабораторий, артистических коллективов и других малых групп, показал, что структура групп не стереотипна, и что значительный отпечаток на стиль группы накладывают индивидуально-личностные особенности отдельных ее членов. В то же время любая группа несет на себе отпечаток того вида деятельности, который формирует определенную общность установок всех ее членов. Если обычная социометрия выглядит как достаточно обнаженная процедура взаимных оценок, то с применением ДМО элементы социометрии становятся менее очевидными для обследуемых.

Инструкция выглядит как продолжение первоначальной. После того, как испытуемый оценит себя и свое идеальное «Я», предлагается оценить таким же образом всех членов группы. Испытуемый должен обозначить среди них того, кого считает фактическим лидером, затем – наилучшего для сотрудничества и наихудшего для сотрудничества члена группы, наилучшего для приятельских отношений и наименее подходящего для этой роли. Такое исследование проходит каждый член группы, оценивая себя и свой идеал, затем – конъюнктивные (притягивающие) и дизъюнктивные (разделяющие, отталкивающие) выборы как в плане сотрудничества, так и дружеских отношений, а также выделяя наиболее «сильную», инициативную, лидирующую личность в группе.

Исследование будет более объективным и полным, если будут также использованы другие личностные тесты и исследование интеллекта (качественное – выявление преобладающего индивидуального когнитивного стиля, и количественное – уровень IQ). Анализ полученных данных позволяет сделать выводы о сложившейся структуре отношений, о взаимных притяжениях и отталкиваниях, о соответствии формального лидера экспектациям членов группы, а также о тех, кто по определенным причинам не принят группой и оказался в изоляции.

Понятие «лидер» обычно трактуется как волевая личность, способная организовать и сплотить людей вокруг себя, увлечь их своими идеями, повести за собой. Однако, как показывает опыт, в разных группах имеются и определенные отличия в восприятии лидера, которые зависят от реально сложившейся ситуации, связанной с преобладанием в группе личностей определенного склада, отмеченных общностью стиля межличностных отношений. Чем больше окажется в группе близких по стилю межличностных отношений лиц, тем вероятнее, что личность, играющая в группе роль неформального лидера, будет соответствовать экспектациям большинства. Отсюда, личность лидера в значительной мере отражает личностную сущность группового большинства. Отличаются между собой и лидеры разных профессиональных групп, а в спортивных командах разные требования к понятию «лидер» встречаются в различных по стилю деятельности видах спорта. Если производственному руководителю необходимо быть в большей степени хорошим организатором и чутким человеком (I и VIII октанты), то спортивный лидер команды в игровых видах должен обладать «чувством локтя», т.е. большей конгруэнтностью (VII октант), а в одиночных видах борьбы - выраженным чувством соперничества, агрессивностью (III октант). В научных лабораториях лидеру прощают дистантность и обособленность, если за этим стоит самостоятельность мышления, неконформность идей (II октант).

Отмечено, что лица, у которых при сопоставлении психограмм выявляется значительная разница между актуальным и идеальным «Я», в глазах группы чаще выглядят соответственно идеальному «Я», так как компенсаторные аспекты межличностного поведения в групповом взаимодействии выходят на первый план. Они же в свою очередь обычно тянутся к тем членам группы, которые более других близки к их субъективному идеалу.


Просмотров: 3418
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Общение и межличностные отношения




Другие новости по теме:

  • 7.4.1. Социометрия и оценка группы
  • 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
  • 8.2. Лидерство в спортивной группе
  • Взаимодействие формальных и неформальных групп
  • Взаимосвязь понятий общей психологии и социальной психологии
  • Классификация групп
  • Классификация малых групп
  • Климат социально-психологический
  • Конфликт между личностью и группой
  • Лидерство и руководство в малых группах
  • Лидерство как структурный феномен. Р.Л. Кричевский, М.М. Рыжак
  • Место и природа межличностных отношений
  • Метод диагностики межличностных отношений ДМО Л.Н.Собчик
  • Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений
  • Мизансцена педагогическая
  • Неформальная (социально-психологическая) структура
  • Основные характеристики группы
  • Понятие первичной группы
  • Понятие трудового коллектива
  • Применение методики ДМО в семейном консультировании
  • Пример исследования групповых отношений с помощью методики ДМО
  • Рисуночный тест «Я и группа»
  • Социология семьи
  • Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе
  • Структура трудового коллектива
  • Теории происхождения лидерства
  • Формальная (функциональная) структура
  • Эффект «мы и они»
  • Эффект группового эгоизма
  • Эффективность групповой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь