7.4.1. Социометрия и оценка группы

к оглавлению

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

7.4.1. Социометрия и оценка группы

Термин социометрия, означающий измерение взаимоотношений в группе, предложен американским ученым Дж. Морено. (СНОСКА: См.: Методики психодиагностики в спорте. – Указ. изд.)

Социометрическая процедура в основном сводится к следующему: сначала определяется значимый критерий для оценки той или иной стороны межличностного взаимодействия, для чего формулируются вопросы, относящиеся к определенной реальной ситуации. Например: с кем из школьных товарищей ты бы хотел играть в команде? Кого из членов вашего класса (группы) ты бы хотел иметь соседом по квартире? Кого бы ты пригласил на день рождения?» т.д. Вопрос, не связанный с конкретной деятельностью, например: Кто из членов класса (группы) вам товарищ? – является слабым критерием. Таких неконкретных формулировок следует избегать. Вопросы заносятся на специальную карточку и сообщаются устно, при этом на карточку заносятся только ответы, т.е. фамилии (или их кодовые обозначения) выбранных членов группы. Число выборов может соответствовать количеству членов обследуемой группы, но может быть ограниченным до 3-5 выборов.

Существуют два взаимодополняющих друг друга способа графической обработки результатов – социоматрица и социограмма.

Социоматрица внешне напоминает турнирную таблицу спортивных соревнований. По вертикали записываются под номерами по алфавиту фамилии (или кодовые обозначения) всех членов изучаемой группы, по горизонтали - только их номера. На соответствующих перечислениях цифрами 1, 2, 3 и т.д. обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь. Взаимный выбор обводится кружком.

На основе социоматрицы возможно построить социограмму – карту социометрических выборов. Данная карта может иметь вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. В первом круге располагаются испытуемые, получившие 6 и более выборов, во втором – 3-5 выборов, в третьем – 1-2 выбора, в четвертый круг попадают не получившие ни одного выбора.

Концентрическая социограмма представлена на рис. 4. Таким образом, члены спортивной команды, расположившиеся в первом и втором кругах, занимают благоприятное положение в группе, а спортсмены, оказавшиеся в третьем и особенно в четвертом круге, находятся в неблагоприятном положении. Следовательно, чем ближе к центру круга располагается член группы, тем выше его положительный статус, и наоборот.

Характеристики индивидуальных социально-психологических свойств личности в роли члена группы могут быть изменены количественно.


Просмотров: 6765
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта




Другие новости по теме:

  • 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
  • 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
  • 1.7. Психологическая систематика видов спорта
  • 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
  • 3.10. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения
  • 4.7. Методы совершенствования тактического мышления
  • 5.3. Умения учителя физической культуры
  • 6.8. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника
  • 7.3. Методики изучения структурных компонентов личности спортсмена
  • 7.4.2. Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом
  • 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
  • 8.2. Лидерство в спортивной группе
  • 8.3. Социально-психологический климат
  • 8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
  • 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен – спортсмен»
  • 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
  • А. Отличительные черты
  • Б. Связующие черты
  • Групповая сплоченность
  • Изучение структуры малой группы с помощью методики ДМО
  • Исследование общественной и спортивной направленности, личностной тревожности и уровня притязаний
  • Климат социально-психологический
  • Методика «Семейная социограмма»
  • Мизансцена педагогическая
  • Обзор диагностических методик, используемых при изучении групповых межличностных отношений в дошкольной группе
  • От авторов
  • Проблема психологической совместимости членов спортивного коллектива
  • Социометрия
  • Тест «Два домика»
  • Эффект группового эгоизма



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь