Особенности отношения к сверстникам дошкольников с разными вариантами этического развития

Таким образом, отношение к другому неразрывно связано с отношением человека к себе и с характером его самосознания. На основе этих представлений была сформулирована гипотеза о том, что в основе нравственного поведения лежит особое, субъектное, отношение к сверстнику, не опосредованное собственными ожиданиями, оценками и интерпретациями субъекта. Свобода от фиксации на себе (своих ожиданиях и представлениях) открывает возможность видеть другого во всей его целостности и полноте, пережить свою общность с ним, что порождает как сопереживание, так и содействие.

На основе данной гипотезы мы предположили, что группы детей с разным типом морального поведения, описанные в предыдущей части исследования, будут существенно различаться характером отношения к другим детям. В качестве центральных характеристик такого отношения мы выбрали те, в которых наиболее явно выступает степень причастности к другому либо опосредованность восприятия сверстника своими ожиданиями. В качестве конкретных показателей отношения к сверстнику в экспериментальной работе выступили следующие:

  1. Характер восприятия ребенком сверстника. Воспринимает ли ребенок другого как целостную, самоценную личность, или же как источник определенных форм поведения и оценочного отношения к себе.
  2. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.
  3. Характер участия в действиях сверстника и общее отношение к нему: положительное (одобрение и поддержка), отрицательное (насмешки, ругань) или демонстративное (сравнение с собой).
  4. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.
  5. Проявления помощи и поддержки в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.

При анализе показателей сопоставлялись результаты трех групп детей, которые были выделены в предыдущей части работы.

Напомним, что дети первой группы вообще не вступили на путь этического развития (они не делились с другим ни в какой ситуации).

Дети второй группы отличались моральным поведением (они делились со сверстниками, только когда ситуация совпадала с нормативной), а дети третьей группы делились с другими во всех ситуациях, что отвечает критериям нравственного поведения.

Коротко остановимся на методиках, с помощью которых выявлялось отношение к сверстнику. Характер восприятия ребенком сверстника выявлялся в методике «Беседа». Дошкольник должен был дать краткие характеристики своим сверстникам. При анализе ответов детей мы выделяли два типа высказываний: 1 – непосредственные, качественные описательные характеристики, в которых отражается не-посредственное восприятие испытуемым другого ребенка (добрый, красивый или жадный, трусливый, рисует, поет, много спит или ругается и пр.) и 2 – характеристики ребенка, опосредованные его отношением к испытуемому (помогает/не помогает мне, обижает/не обижает меня, делится/не делится со мной и пр.).

Результаты данной методики показали, что, давая характеристики своим сверстникам, дети Группы-1 делали акцент на их отношении к себе, т.е. их оценки были опосредованы собственными ожиданиями. В ответах детей другой ребенок в 92% случаев выступал как носитель определенного отношения к рассказчику: «Катя мне помогает, если я в беду попаду, она со мной дружит, может помогать мне в рисунке. Добрая, потому что помогает играть со мной. Я, конечно, тоже добрая. Я такая, как Катя».

В ответах детей Группы-2 в равной степени присутствовали и те и другие типы высказываний (48 и 52%). Они так же описывали других ребят, однако при этом они часто упоминали себя и рассказывали о другом в контексте их отношений: «Саша – хороший, добрый, красивый. Обычно мы с ним то дружим, то не дружим. Любит играть в Тарзана командующим и меня в игру берет» или «Он злой, еще злее. Плохо играет, все мне ломает, что я строю. Иногда он дерется со мной. Он безобразник, и я хочу про него забыть».

В подавляющем большинстве ответов детей Группы-3 (94%) доминировали описательные характеристики, в которых другой ребенок выступал сам по себе, независимо от своего отношения к испытуемому: «Лена добрая, ласковая, прыгающая и очень замечательная» или: «она пугливая, чуть-чуть хитрая, дерется часто с кем-нибудь». Упоминания о себе встречались крайне редко (6%).

Просмотров: 3184
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • Активность общения
  • Варианты этического развития дошкольников
  • Влияние моральной нормы на поведение дошкольников
  • Воспитание вежливого отношения к другим у дошкольников
  • Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой
  • Единство межличностных отношений и самосознания
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»
  • Исследования морально-нравственного развития ребенка в отечественной детской психологии
  • Исследования феномена детской популярности в психологии
  • Методика на выявление типа отношения «Я – другой» (исследование детей дошкольного возраста) Непомнящая
  • Методика на исследование самосознания (Непомнящая Н.И.)
  • Методы морального развития в дошкольной педагогике
  • Младенчество: истоки личностного отношения к себе и к другому
  • Можно ли позволить ребенку привести в игровую комнату приятеля?
  • Мораль и нравственность: единство противоположностей
  • Мотивы поведения ребенка из неблагополучной семьи
  • Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой
  • Особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Почему ребенок ломает игрушки
  • Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
  • Программа «Дружные ребята»
  • Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте
  • Различные подходы к пониманию межличностных отношений
  • Способность к «расширению» моральной нормы как показатель нравственного развития
  • Тест «Два домика»
  • Формирование агрессивных тенденций у спортсменов
  • Формирование самостоятельности
  • Эффект «мы и они»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь