|
Особенности отношения к сверстникам дошкольников с разными вариантами этического развитияТаким образом, отношение к другому неразрывно связано с отношением человека к себе и с характером его самосознания. На основе этих представлений была сформулирована гипотеза о том, что в основе нравственного поведения лежит особое, субъектное, отношение к сверстнику, не опосредованное собственными ожиданиями, оценками и интерпретациями субъекта. Свобода от фиксации на себе (своих ожиданиях и представлениях) открывает возможность видеть другого во всей его целостности и полноте, пережить свою общность с ним, что порождает как сопереживание, так и содействие. На основе данной гипотезы мы предположили, что группы детей с разным типом морального поведения, описанные в предыдущей части исследования, будут существенно различаться характером отношения к другим детям. В качестве центральных характеристик такого отношения мы выбрали те, в которых наиболее явно выступает степень причастности к другому либо опосредованность восприятия сверстника своими ожиданиями. В качестве конкретных показателей отношения к сверстнику в экспериментальной работе выступили следующие:
При анализе показателей сопоставлялись результаты трех групп детей, которые были выделены в предыдущей части работы. Напомним, что дети первой группы вообще не вступили на путь этического развития (они не делились с другим ни в какой ситуации). Дети второй группы отличались моральным поведением (они делились со сверстниками, только когда ситуация совпадала с нормативной), а дети третьей группы делились с другими во всех ситуациях, что отвечает критериям нравственного поведения. Коротко остановимся на методиках, с помощью которых выявлялось отношение к сверстнику. Характер восприятия ребенком сверстника выявлялся в методике «Беседа». Дошкольник должен был дать краткие характеристики своим сверстникам. При анализе ответов детей мы выделяли два типа высказываний: 1 – непосредственные, качественные описательные характеристики, в которых отражается не-посредственное восприятие испытуемым другого ребенка (добрый, красивый или жадный, трусливый, рисует, поет, много спит или ругается и пр.) и 2 – характеристики ребенка, опосредованные его отношением к испытуемому (помогает/не помогает мне, обижает/не обижает меня, делится/не делится со мной и пр.). Результаты данной методики показали, что, давая характеристики своим сверстникам, дети Группы-1 делали акцент на их отношении к себе, т.е. их оценки были опосредованы собственными ожиданиями. В ответах детей другой ребенок в 92% случаев выступал как носитель определенного отношения к рассказчику: «Катя мне помогает, если я в беду попаду, она со мной дружит, может помогать мне в рисунке. Добрая, потому что помогает играть со мной. Я, конечно, тоже добрая. Я такая, как Катя». В ответах детей Группы-2 в равной степени присутствовали и те и другие типы высказываний (48 и 52%). Они так же описывали других ребят, однако при этом они часто упоминали себя и рассказывали о другом в контексте их отношений: «Саша – хороший, добрый, красивый. Обычно мы с ним то дружим, то не дружим. Любит играть в Тарзана командующим и меня в игру берет» или «Он злой, еще злее. Плохо играет, все мне ломает, что я строю. Иногда он дерется со мной. Он безобразник, и я хочу про него забыть». В подавляющем большинстве ответов детей Группы-3 (94%) доминировали описательные характеристики, в которых другой ребенок выступал сам по себе, независимо от своего отношения к испытуемому: «Лена добрая, ласковая, прыгающая и очень замечательная» или: «она пугливая, чуть-чуть хитрая, дерется часто с кем-нибудь». Упоминания о себе встречались крайне редко (6%). Категория: ПЕДАГОГИКА Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|