Способность к «расширению» моральной нормы как показатель нравственного развития

Для выяснения этого вопроса мы провели специальный эксперимент, методика которого включала в себя 2 ситуации. Одна из них («Подарок») в точности воспроизводила моральную норму, содержащуюся в «Рассказе» и «Картинках» (надо делиться с теми, у кого ничего нет), а другая («Загадки») несколько от нее отличалась.

В эксперименте принимали участие 50 детей 5-летнего возраста.

Данный возраст был выбран потому, что именно на этом этапе, как показал предыдущий эксперимент, моральная норма становится реальным побудителем и регулятором морального поведения.

Методика «Подарок» практически воспроизводила реальную жизненную ситуацию, описанную выше. Взрослый приводил троих детей в отдельную комнату и заводил разговор на общую тему (планы на день, подготовка к празднику, любимые игрушки и пр.).

«Неожиданно» в процессе беседы он обнаруживал у себя в кармане две конфеты и протягивал их детям. Естественно, одному из ребят конфеты не хватало. Эту проблемную ситуацию дети разрешали самостоятельно, при этом фиксировались: характер поведения детей, их эмоциональные проявления и речевые высказывания. В этой ситуации, после специальной предварительной подготовки (см. выше методики «Рассказ» и «Картинки») поделились конфетой со сверстниками 60% пятилетних детей.

В следующей методике «Загадки» тот же взрослый приводил детей в отдельную комнату, где им предлагалось привычное для них совместное занятие (вместе собрать конструктор). Через 3-4 минуты занятие внезапно прерывалось и детям предлагалось своеобразное соревнование. «У меня есть две конфеты, – говорил взрослый, – и, чтобы решить, кому из вас они достанутся, я сейчас загадаю загадку.

Тот, кто отгадает ее первым, и получит обе конфеты». Загадка, которая предлагалась детям, не претендовала на измерение их интеллектуальных способностей и не требовала каких-либо специальных знаний. Тому, кто отгадывал загадку первым, экспериментатор давал две конфеты, а затем предлагал детям продолжить прерванное совместное занятие. Победивший в соревновании ребенок имел возможность либо поделиться с проигравшим партнером, либо оставить конфеты у себя. Взрослый после этого или уходил из комнаты, или занимался своим делом в стороне от детей, не вмешиваясь в их взаимодействие. Но все речевые высказывания детей записывались на диктофон и впоследствии заносились в протокол.

Данная ситуация отличалась от предыдущей тем, что здесь ребенок получал конфеты «заслуженно», т.е. выигрывал их в соревновании с партнером. Деление призом со своим конкурентом не предусмотрено никакой моральной нормой. В то же время несправедливость ситуации была очевидна (у одного – две конфеты, а у другого – ни одной); моральный поступок в данном случае мог побуждаться не только знанием правил поведения, но и непосредственным отношением к партнеру.

Решение загадки не вызывало трудностей, и один из детей тут же давал правильный ответ. Как правило, дети радовались успеху товарища. Но как только выигравший получал конфеты, они напряженно затихали, переводя взгляды со взрослого на другого ребенка. И здесь наблюдались самые разные варианты поведения детей, получивших конфеты.

Одни из них прятали конфеты в карман или держали в руках. Другие – клали конфеты на стол, на виду у партнера. Третьи – спрашивали, когда загадают еще одну загадку, чтобы всем достались конфеты, и, узнав о том, что загадок больше не будет, с сожалением пожимали плечами, но оставляли конфеты у себя. Четвертые (12%) – долго с сомнением переводили взгляд со сверстника на экспериментатора и, как бы нехотя, делились с партнером одной из конфет. И, наконец, пятые – делились без колебаний, естественно и искренне. Таких было 20%.

Сопоставляя результаты двух методик, мы видим, что если в первой ситуации моральной норме следовали 60% детей, то во второй таких детей оказалось всего 32%. Можно видеть, что в ситуации, требующей переноса «морального стереотипа» в несколько иные обстоятельства, альтруистический поступок по отношению к партнеру совершают почти в два раза меньше детей.

Вместе с тем в поведении дошкольников были выявлены значительные индивидуальные различия, которые стали предметом специального рассмотрения.


Просмотров: 1971
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • «Драки» в детском саду
  • Варианты этического развития дошкольников
  • Влияние моральной нормы на поведение дошкольников
  • Влияние развода родителей на детей
  • Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет)
  • Воспитание вежливого отношения к другим у дошкольников
  • Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой
  • Исследования морально-нравственного развития ребенка в отечественной детской психологии
  • Как можно организовать бодрствование детей грудного возраста в домашних условиях?
  • Как организовать предметную деятельность детей при малом количестве игрушек?
  • Как сделать так, чтобы мне стали нравиться французские поцелуи?
  • Капризы у ребенка
  • Методика «Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников»
  • Методика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми»
  • Методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»
  • Методика «Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов»
  • Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной
  • Методика на выявление типа отношения «Я – другой» (исследование детей дошкольного возраста) Непомнящая
  • Методика на исследование самосознания (Непомнящая Н.И.)
  • Моделирование игр – сказок на песке
  • Особенности отношения к сверстникам дошкольников с разными вариантами этического развития
  • Почему ребенок ломает игрушки
  • Правила этикет – Этикет для малышей Шорыгина Т.А.
  • Принимать ли от ребенка подарки во время игровой терапии?
  • Причины агрессивного поведения детей
  • Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте
  • Союз или вражда?
  • Сформированность учебной деятельности
  • Табу воспитателя (вожатого)
  • Тест «Сделаем вместе»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь