Методика «Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов»

Подготовка исследований. Подобрать яркую шкатулку, положить в нее новые для детей предметы или игрушки.

Проведение исследования. Ребенка (3–7 лет) приглашают в отдельную комнату «посмотреть что-то интересное». Взрослый предлагает ему сесть за стол, на котором стоит шкатулка. Под каким-либо предлогом выходит из комнаты, говоря ребенку: «Подожди меня, пожалуйста, только не смотри, что лежит в шкатулке».

Экспериментатор ограничивает деятельность ребенка разными мотивами:

Затем взрослый незаметно наблюдает за поведением ребенка.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей разных возрастных групп, справившихся с ограничением собственного желания в первой серии эксперимента в течение 5 мин; во второй, третьей и четвертой сериях в течение 10 мин. Результаты оформляют в таблицу.

Таблица «Сравнительная частота мотивов»
Характер мотивов 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Запрет взрослого        
Поощрение – награда        
Наказание – исключение        
Собственное обещание        

Примечание: Запрет взрослого в первой серии выступает в чистой форме; в остальных сериях он усилен другими мотивами.

Анализируют, как с возрастом изменяется способность сдерживать свои непосредственные побуждения. Прослеживают действие различных ограничительных мотивов на поведение дошкольников. Дают характеристику борьбы мотивов у детей разного возраста.

Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии». – М.: ВЛАДОС, 1995 г.


Просмотров: 3307
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика детей




Другие новости по теме:

  • Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет)
  • Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет)
  • Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой
  • Закрепление у ребенка раннего возраста основных правил поведения
  • Изучение непроизвольной и произвольной памяти
  • Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции
  • Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей
  • Изучение самооценки детей
  • Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности
  • Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы
  • Какова роль взрослого в период развития дошкольника?
  • М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
  • Методика «Изучение влияния выразительной стороны иллюстрации на отношение дошкольника к литературному герою»
  • Методика «Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников»
  • Методика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми»
  • Методика «Изучение мотивов трудовой деятельности»
  • Методика «Изучение негативных личностных проявлений»
  • Методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»
  • Методика «Изучение осознания мотивационных предпочтений»
  • Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»
  • Методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»
  • Методика «Изучение характера оценочно-контрольных действий в ситуации непосредственного восприятия речи»
  • Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок»
  • Методика «Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения»
  • Методика «Три вопроса»
  • Мотивировка
  • Мотивы поведения
  • Развитие отношений между взрослым и ребенком
  • Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 2 года).
  • Способность к «расширению» моральной нормы как показатель нравственного развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь