Методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»

Подготовка исследования. Предложить родителям в общении с ребенком 3-7 лет дома создать специальные ситуации.

Проведение исследования. В повседневном общении дома родители создают специальные ситуации и фиксируют поведение ребенка:

  • 1 ситуация – один из членов семьи говорит, что очень устал и хочет отдохнуть. Он ложится отдыхать в той комнате, где играет ребенок;
  • 2 ситуация – кто-нибудь из взрослых приносит апельсин (шоколадку или другой привлекательный для ребенка предмет), отдает его ребенку в присутствии других членов семьи и говорит, например: «Апельсин только один, всем не хватит»;
  • 3 ситуация – ребенок играет, один из членов семьи просит его помочь сделать уборку.

Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:

  • Как ребенок относится к поручению членов семьи (равнодушно, ровно, отрицательно, отдает ли кому-то предпочтение и почему).
  • Оказывает ли помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе или по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.).
  • Проявляет ли чувство долга по отношению к младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.
  • Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
  • Проявляет ли заботу по отношению к младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
  • Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно – завидует успеху другого, радуется его неудаче).

При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют.

Делают вывод о сформированности сочувствия и его влиянии на поведение ребенка.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии». – М.: ВЛАДОС, 1995 г.


Просмотров: 4456
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика детей




Другие новости по теме:

  • Анализ воспитанности детей в семье
  • Анкета для родителей по выявлению уровня знаний о ребенке
  • Изучение темперамента школьника методом наблюдения
  • Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности
  • Интервью по генограмме
  • Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?
  • Карта обследования жизненного пространства ребенка
  • Классификация типов отношений педагогов к детям (по Коломинскому Я.Л.)
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Метод комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей Овчаровой
  • Методика «Заданная сказочная ситуация»
  • Методика «Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников»
  • Методика «Изучение негативных личностных проявлений»
  • Методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»
  • Методика «Изучение осознания мотивационных предпочтений»
  • Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»
  • Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок»
  • Методика «Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения»
  • Методика «Кинетический рисунок семьи»» (КРС)Р. Бэнса, С. Кауфмана
  • Методика «Семейная социограмма»
  • Методика «Три вопроса»
  • Методика на выявление типа отношения «Я – другой» (исследование детей дошкольного возраста) Непомнящая
  • Можно ли позволить ребенку привести в игровую комнату приятеля?
  • Мотивы поведения ребенка из неблагополучной семьи
  • Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой
  • Психология семьи и брака
  • Семейная социализация
  • Семейное воспитание
  • Структура семьи
  • Чувство ревности у дошкольника



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь