Семейная социализация

Отмеченная А.А. Реаном и Я.Л. Коломинским возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса относится и к социализации в семье. Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого и впитанного опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям).

Ребенок (подросток) впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе.

Факторы влияния семьи на социализацию личности можно представить таким образом:

  • состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования ее членов;
  • позиция ребенка в семье – включает его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно различны – например, ребенок является внуком двух бабушек, сыном своих родителей, состоящих в браке, но сам никому не является братом. Либо: он является внуком бабушки и дедушки, которых посещает в деревне, сыном своей матери и пасынком приходящего отчима (сожителя матери), младшим братом по отношению к сестре и старшим братом по отношению к брату. Формирование в семье оказывается различным объективно, даже если мы не вдаемся в рассуждения о стилях воспитания. Опыт единственного ребенка в полной семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно старшим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре в материнской семье;
  • основные (реальные) воспитатели-социализаторы, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить;
  • стиль воспитания в семье – можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, сиблингов);
  • собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи – нравственных, волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей), эмоциональных (теплота-холодность в отношениях между людьми), интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших), культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности), познавательных и творческих особенностей.

О соотношении социализации в семье и семейного воспитания – известный русский педагог, писатель А.Н. Острогорский подметил: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно.

Семья может жить дружно, относиться дружелюбно к чужим людям, – но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким (цит. по: Островская Л.Ф., с. 107).


Просмотров: 5347
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология семьи и семейных отношений




Другие новости по теме:

  • Бабушки и дедушки
  • Веденов Александр Васильевич (1901 – 1970)
  • Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности
  • Влияние интервалов между рождением детей
  • Диагностика детско-родительских отношений
  • Для чего в семье нужен папа?
  • Жизненный цикл семьи
  • Интервью по генограмме
  • Карта психологического изучения ребенка
  • Кто в домике живет?
  • Межполовая солидарность в семье
  • Методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»
  • Методика «Семейная социограмма»
  • Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?
  • Мотивы поведения ребенка из неблагополучной семьи
  • Наука расставаться
  • Непрофессиональная педагогическая деятельность
  • Основные задачи и принципы семейного воспитания
  • Основные требования к работе с супружеской парой
  • Паспорт пространства развития ребенка в семье
  • Положение единственного ребенка
  • Примерная схема характеристики ребенка
  • Противопоказания к проведению холдинг-терапии
  • Психология семьи и брака
  • Семейное воспитание
  • Семейные мифы
  • Структура семьи
  • Структура семьи
  • Функции семьи
  • Чувство ревности у дошкольника



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь