Семейное воспитание

более или менее осознанные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.

С.в. – составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием).

В любой семье человек проходит стихийную социализацию, результаты которой определяются ее объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

С.в. во многом определяется личностными ресурсами семьи. Личностные ресурсы, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или неполная семья, многодетная семья, наличие близких родственников – братьев, сестер, бабушек, дедушек и пр.), а с другой (и главным образом) – от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний и пр. старших членов семьи. Одна из важнейших характеристик – отношение старших к младшим, как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. В определенные периоды к С.в. могут привлекаться няни, репетиторы и домашние учителя, гувернеры.

Личностные ресурсы влияют на цели и стиль С.в. Цели С.в. могут быть различными по спектру, содержанию и по характеру. Так, цели могут включать в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения и поведения; физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; развитие отдельных способностей; профессиональную подготовку. По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться духовно-ценностными составляющими.

Цели С.в. не всегда соответствуют общественно одобряемым установкам (например, в семье могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.).

Стиль С.в. (система приемов и характер взаимодействия с детьми), в зависимости от меры его «жесткости-мягкости», может быть определен как авторитарный или демократический – с веером промежуточных вариантов. Например, для авторитарного воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований (в т.ч. и с помощью наказаний), контролировать их поведение, интересы и даже желания. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия в воспитании определяется не только старшими, но и интересами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двусторонний характер: от старших к младшим и наоборот.

В реальности авторитарный и демократический стили в чистом виде встречаются не так уж часто, обычно практикуются компромиссные варианты, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец – более авторитарен, мать – демократична).

Определенную роль в С.в. играют материальные ресурсы (затраты на питание, одежду, возможность приобретать игрушки, книги, аудиовизуальную технику и пр., наличие у младших персонального пространства – комнаты, детского уголка, своего письменного стола и пр.).
Просмотров: 2651
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Педагогика » Педагогический словарь




Другие новости по теме:

  • 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
  • 5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
  • «Стратегии семейного воспитания»
  • Бабушки и дедушки
  • Близнецы
  • Влияние интервалов между рождением детей
  • Вторичные (второстепенные) психологические проблемы семьи
  • Демократический стиль руководства
  • Жизненный цикл семьи
  • Карта обследования жизненного пространства ребенка
  • Методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»
  • Методика «Семейная социограмма»
  • Механизмы интеграции семьи
  • Мотивы поведения ребенка из неблагополучной семьи
  • О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях
  • Основные задачи и принципы семейного воспитания
  • Основные разновидности стиля руководства
  • Основные требования к работе с супружеской парой
  • Паспорт пространства развития ребенка в семье
  • Психология семьи и брака
  • Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие
  • Семейная социализация
  • Семейные мифы
  • Семейные правила
  • Семья и брак
  • Семья как целостность
  • Социограмма «Моя семья» B.B. Ткачева
  • Структура семьи
  • Схема изучения личности (пример)
  • Функции семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь