«Стратегии семейного воспитания»

Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
    • А. Преимущественно воспитанием.
    • Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
    • В. Главным образом врожденными задатками.
    • Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
  2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
    • А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
    • Б. Абсолютно с этим согласен.
    • В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
    • Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
  3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
    • А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
    • Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
    • В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
    • Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
  4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
    • А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
    • Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
    • В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
    • Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
  5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
    • А. Если попросит, можно и дать.
    • Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
    • В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
    • Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
  6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
    • А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
    • Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
    • В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
    • Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
  7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
    • А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
    • Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
    • В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
    • Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
  8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
    • А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
    • Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
    • В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
    • Г. Не вижу причины запрещать.
  9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
    • А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
    • Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
    • В. Расстроюсь
    • Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
  10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
    • А. Безусловно.
    • Б. Стараюсь.
    • В. Надеюсь.
    • Г. Не знаю.
Обработка и интерпретация результатов
Стиль поведения Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б
авторитарный А А Г В Б Б Б А А А
либеральный В Б Б Б А А Г В В В
индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

  • Авторитетный стиль (в терминологии других авторов – «демократический», «сотрудничество»). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
  • Авторитарный стиль (в терминологии других авторов – «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
  • Либеральный стиль (в терминологии других авторов – «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
  • Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Сергей Степанов. Стратегии семейного воспитания // Школьный психолог, 2000/05/08


Просмотров: 10848
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Общение и межличностные отношения




Другие новости по теме:

  • «Гуманистическая» модель семейного воспитания
  • «Драки» в детском саду
  • «Лики родительской любви»
  • Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» B.B. Ткачева
  • Анкета «Психологический тип родителя» B.B. Ткачева
  • Диагностика детско-родительских отношений
  • Доверие и контроль
  • Здравствуй, моя юность!
  • Какую роль играют родители в появлении у ребенка проблемы с поцелуями?
  • Коррекция отношений детей и взрослых
  • Методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет)
  • Методика диагностики родительского отношения (ОРО) Варга, Столин
  • Нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений
  • Основные задачи и принципы семейного воспитания
  • Отлучение родителей от детей
  • Помогая, не порабощаться
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Почему ребенок ломает игрушки
  • Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
  • Препятствовать встречам вы не вправе!
  • Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие
  • С друзьями о родителях
  • Семейная социализация
  • Семейное воспитание
  • Семейное воспитание и семейная педагогика
  • Тест «PARI» – «Родительско-детские отношения»
  • Тест для мамы «Правильно ли вы воспитываете ребенка?»
  • Формирование агрессивных тенденций у спортсменов
  • Что делать, если ребенок несамостоятельный
  • Чувство ревности у дошкольника



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь