|
Основные разновидности стиля руководстваСообразуясь с объективно существующими обстоятельствами и опираясь на личностные качества, каждый руководитель вырабатывает свой собственный стиль руководства. Но разнообразия в стиле руководства не безграничны, они существуют и варьируют в границах, определяемых ведущей стилевой концепцией. Вариантность стилей можно классифицировать по различным признакам. Наиболее распространенным является выделение стилей по признаку характера отношений между руководителем и подчиненными. С этой позиции принято различать три стиля руководства: автократичный, демократический и либеральный. Авторитарно-либеральная непрерывность стилей образует континуум, в середине которого находится демократический стиль. Конкретный, индивидуальный стиль руководства формируется в зависимости от того, в каком соотношении реализуются в деятельности руководителя его качества. Тип руководителя определяетсятеми качествами, которые доминируют в его личности. Рассмотрим некоторые функциональные характеристики руководства, в которых каждому стилю выделяется одно из трех возможных отношений руководителя с подчиненными. 1. Делегирование полномочий (порядок распределения обязанностей): а) руководитель сосредотачивает полномочия у себя; б) делит полномочия со своими сотрудниками; в) передает полномочия и слабо контролирует их исполнение. 2. Организация выработки решений по управлению коллективом: а) принимает и отменяет решения единолично; б) решает дела вместе с подчиненными, а единолично - лишь самые срочные; в) обходит решение вопросов, особенно сложных. 3. Состояние контактов с подчиненными: а) сознательно ограничивает общение с ними и держится с ними на расстоянии; б) регулярно общается с ними и информирует их о проблемах коллектива; в) вступает в панибратские отношения с ними. 4. Осуществление контроля деятельности подчиненных: а) постоянно и жестко контролирует работу подчиненных, причем в процессе контроля вмешивается в их деятельность; б) контролирует регулярно, но не вмешивается в их работу, отмечает успехи исполнителей; в) контролирует работу от случая к случаю. 5. Установление ответственности: а) берет ее полностью на себя; б) делит ее с подчиненными; в) старается возложить ее на подчиненных. 6. Активность и инициативность: а) проявляет их только сам руководитель, а со стороны подчиненных они не поощряются; б) их проявляют и руководитель, и подчиненные; в) руководитель ожидает инициативы со стороны, сам избегает проявлять ее. 7. Поведение при недостатке знаний: а) решает лично даже те вопросы, с которыми недостаточно знаком; б) не скрывает своего незнания и привлекает знания подчиненных; в) не стремится восполнить пробелы в своих знаниях. 8. Позиция относительно самостоятельности подчиненных: а) навязывает им свое мнение; б) заинтересован в совместной работе; в) подчиненные предоставлены самим себе. 9. Преобладающие способы влияния на починенных: а) обычно приказывает, никогда не просит; б) делает замечания и выносит выговоры подчиненным; в) обращается к ним за советом, с поручениями и просьбами. 10. Способы поддержания трудовой дисциплины: а) требует формального соблюдения дисциплины и подчинения; б) поддерживает дисциплину преимущественно методами убеждения; в) не в состоянии ее контролировать. 11. Характер требований к подчиненным: а) предъявляет жесткие требования, работает по принципу «давай-давай»; б) справедливо требует; в) требует эпизодически, нерегулярно. 12. Реакция на советы и возражения подчиненных: а) не считается с их соображениями; б) регулярно советуется с ними, особенно в сложных ситуациях; в) далеко не всегда имеет свое мнение, подчас подчиненные дают ему не только советы, но и указания. 13. Восприятие критики со стороны подчиненных: а) не скрывает своего отрицательного отношения к критике; б) на критику не обижается и старается использовать ее для улучшения обстановки в коллективе; в) критику выслушивает и обещает принять соответствующие меры, но ничего не предпринимает. 14. Психологический такт в общении: а) проявляет временами нетактичность и даже грубость; б) общается вежливо и доброжелательно; в) в общении равнодушен. 15. Самооценка: а) считает себя незаменимым в коллективе; б) ничем не обнаруживает своего превосходства перед подчиненными; в) безразличен к тому, как они его оценивают. 16. Сотрудничество и взаимное доверие: а) в коллективе такие отношения отсутствуют; б) работники поддерживают дружеские отношения; в) безразличны (индифферентны) по отношению друг к другу. 17. Ближайшее окружение: а) заместители и помощники подчиняются руководителю безоговорочно; б) старается окружить себя квалифицированными специалистами; в) исполнители считают себя квалифицированнее руководителя. 18. Соотношение решения производственных и социально-психологических задач: а) интересуется только производственными достижениями, независимо от настроения подчиненных; б) решая производственные задачи, старается создавать хорошие отношения; в) не заинтересован в работе и подходит к ней и к людям формально. 19. Продуктивность работы в отсутствие руководителя: а) снижается; б) не снижается; в) повышается. 20. Отношение к нововведениям: а) консервативен; б) охотно их поддерживает; в) старается избегать. Разумеется, отношения руководителя и подчиненных, определяющие стиль работы, могут быть сгруппированы и по-другому. Но при любой аргументированной классификации выделяются автократичный, демократический и либеральный типы общения. Каждый руководитель – это уникальная личность, обладающая рядом особенностей. Поэтому не всегда можно отнести деятельность руководителя к конкретной категории стиля. Но можно сказать, какой стиль наиболее характерен для данного руководителя. Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология управления Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|