Метод комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей Овчаровой

Метод основан на независимых характеристиках ребенка его педагогом, психологом, родителями и идентификации полученных характеристик с диагностически значимыми признаками исследуемого состояния, раскрытыми в виде внешней симптоматики. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений. Используется одновременно с наблюдением за детьми, которое параллельно ведут педагоги, психологи и родители.

Инструкция. Внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике вашего ребенка, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет ребенку преодолеть имеющиеся трудности.

Список утверждений Шкала 1 – СС (свойства субъекта самосознания)
  1. Хочет быть слишком маленьким или большим.
  2. Считает себя некрасивым.
  3. Считает себя нездоровым.
  4. Считает себя слабее других.
  5. Не любит свое имя.
  6. Не хочет быть девочкой (для девочек), мальчиком (для мальчиков).
  7. Думает, что у него мало друзей.
  8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.
  9. Ему кажется, что дома он всем мешает.
  10. Ему кажется, что он глупее других.
  11. Считает себя очень способным.
  12. Полагает, что родители им недовольны.
  13. Считает, что ему часто не везет.
  14. Ему кажется, что учитель им недоволен.
  15. Считает, что у него все плохо получается, что он ничего не умеет.
  16. Думает, что он плохой мальчик (девочка).
  17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит и часто говорит об этом.
Шкала 2 – СО (свойства субъекта общения)
  1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.
  2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активность.
  3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.
  4. У него мало друзей.
  5. Редко подходит к учителю по собственной инициативе.
  6. Ребенок – подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
  7. Имеет только одного друга в классе (остальных детей игнорирует).
  8. Часто жалуется на детей в классе.
  9. Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.
  10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».
  11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.
  12. Мешает детям в играх, посмеивается над ними, любит пугать.
  13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.
  14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.
  15. Надоедает детям, пристает к ним.
  16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.
  17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи.
  18. Подражает хулиганским проделкам.
  19. Ведет себя в классе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения».
  20. Избегает контактов с учителями.
  21. Часто ведет себя невпопад.
Шкала 3 – СД (свойства субъекта деятельности). Для родителей и педагогов А. Мотивация учения
  1. Ему нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.
  2. В школу он ходит, потому что там много детей.
  3. Особой любознательности не проявляет.
  4. К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.
  5. Ходит школу без особого желания.
  6. Не любит учиться.
  7. Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают или наказывают.
  8. Не любит учиться, потому что его редко хвалят.
  9. В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников.
Б. Учебно-познавательная активность
  1. Не отличается прилежанием к учению.
  2. Особого интереса к определенному предмету не проявляет.
  3. На уроках часто пассивен.
  4. Вопросы на задает и стремится отвечать редко.
  5. Работает только тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители).
  6. Домашние задания самостоятельно выполняет редко или не очень качественно.
  7. Мало читает.
В. Целенаправленность и осознанность учения
  1. С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его выполнять.
  2. Забывает быстро условие и вопрос.
  3. Чаще выполняет задание по стандарту.
  4. Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом.
  5. Не уверен в правильности своих действий.
  6. Не доволен результатами своей учебной деятельности.
Шкала 4 – ОТС (общий уровень тревожности семьи)
  1. Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым.
  2. Ведет себя дома беспомощно.
  3. Ведет себя дома неуклюже.
  4. Чувствует себя в семье бестолковым.
  5. Чрезмерно привязан к матери.
  6. Держится обособленно от всех близких.
  7. Слишком боится жалоб педагогов родителям.
  8. Часто обманывает родителей.
  9. Чрезмерно много вспоминает о семье.
  10. Часто бывает в плохом настроении.
ОТУ (общий уровень тревожности в учении)
  1. Проявляет чрезмерное желание здороваться с педагогом.
  2. Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.
  3. Часто приносит и показывает ему различные предметы.
  4. «Подлизывается», старается понравиться педагогу.
  5. Постоянно нуждается в поддержке и помощи.
  6. Добивается монополии на педагога, но бесполезно.
  7. Постоянно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой других.
  8. Легко устраняется в случаях неудачи.
  9. Играет «героя», когда ему делают замечание.
  10. Рискует без надобности.
  11. Играет исключительно с детьми старше или младше себя.
  12. Неадекватно относится к оценкам окружающих.
Шкала 5 – ВМС (воспитательный микросоциум семьи)
  1. Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер.
  2. Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.
  3. Работа родителей связана с командировками.
  4. У родителей очень ответственная должность.
  5. Ребенок часто пропускает занятия.
  6. Он растет довольно неряшливым.
  7. Ребенок «портит нервы» родителям.
  8. Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.
  9. Родители завидуют тем, у кого способные дети.
  10. Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.
  11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.
  12. Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться.
  13. Родителям редко удается посещать родительские собрания.
  14. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.
  15. Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.
ВМУ (воспитательный микросоциум школы)
  1. Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.
  2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.
  3. Для педагога очень важно сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.
  4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она ответствует целям обучения и воспитания.
  5. Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который этого заслуживает.
  6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными – в этом залог воспитания.
  7. Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться своими мыслями и переживаниями.
  8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану, строго его придерживаясь.
  9. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны, прежде всего, с его семейным воспитанием.
  10. Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.
Шкала 6 – ДР (достоинства ребенка)

В произвольном порядке нужно ответить на вопросы.

  • Что он любит
  • Что он умеет
  • Что он хочет
  • Какой он
Обработка результатов

Шкала 1– СС (свойства субъекта самосознания) показывает уровень самосознания. Первые четыре суждения свидетельствуют о непринятии физического «Я», 5-6 – указывают на отсутствие идентификации с именем пола, 7 – леность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.

Шкала 2 – СО (свойства субъекта общения) определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в притязании, утверждения 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.

Шкала 3 – СД (свойства субъекта деятельности) показывает уровень развития свойств субъекта деятельности. Суждения 1-9 демонстрируют дисгармонию мотивации учения. 10-16 свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка. 17-22 характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психологические новообразования школьного возраста.

Шкала 4 – ОТ (общий уровень тревожности) содержит 22 вопроса, 10 из которых характеризуют семейную тревожность ребенка. Вторая часть вопросов (12) содержит характеристику тревожности ребенка в школе. Чем выше балл тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями и его социальную дезадаптацию.

Шкала 5 – ВМ (воспитательный микросоциум) также имеет два аспекта.
ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ – воспитательный микросоциум учреждения (10 суждений).

В этих суждениям отражается неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.

Шкала 6 – ДР (достоинства ребенка) содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов и родителей.

Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. Число совпадений при легкой степени запущенности составляет 10-25 %, выраженной степени – 25-30% и более. При легкой степени запущенности совпадений суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.

Бланк ответов

Имя, фамилия ребенка ____________________________
Возраст _____________________________
Класс ____________________

1–СС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

11–СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

3–СДУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

4–ОТС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ОТУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

5–ВМС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
ВМУ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Просмотров: 15108
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика детей




Другие новости по теме:

  • «Драки» в детском саду
  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • Анализ воспитанности детей в семье
  • Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» B.B. Ткачева
  • Анкета «Психологический тип родителя» B.B. Ткачева
  • Анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося 1 специального /коррекционного/ класса
  • Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка
  • Все ли благополучно в школе?
  • Какую роль играют родители в появлении у ребенка проблемы с поцелуями?
  • Карта психологического изучения ребенка
  • Коррекция отношений детей и взрослых
  • Метод холдинг-терапии
  • Методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»
  • Методика диагностики родительского отношения (ОРО) Варга, Столин
  • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
  • Методика на исследование самосознания (Непомнящая Н.И.)
  • Методика Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе
  • Мотивы поведения ребенка из неблагополучной семьи
  • Памятка родителям по взаимодействию с ребенком 2-4 лет для наиболее интенсивного развития его слуха и речи
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Почему ребенок ломает игрушки
  • Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
  • Препятствовать встречам вы не вправе!
  • Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
  • Рекомендации родителям – Как творчески развивать ребенка
  • Семейная социализация
  • Тест «PARI» – «Родительско-детские отношения»
  • Тест «Уровень агрессивности ребенка»
  • Типы конфликтных личностей
  • Что делать, если ребенок молчит



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь