Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте

Данный тип отношений ребенка к сверстникам сохраняется примерно до четырех лет. Трехлетние дети в целом достаточно индифферентны к действиям сверстника, их не волнуют его успехи или неудачи. В то же время они легко заражаются радостными эмоциями сверстника (хотя почти не замечают негативных переживаний другого), могут уступить игрушку или очередь в игре, если взрослый об этом попросит. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли во внутренней жизни ребенка.

Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. Пятилетний возраст в возрастной психологии обычно не рассматривается как критический. Однако многие факты, полученные в разных исследованиях, свидетельствуют о том, что это – очень важный переломный этап в развитии личности ребенка, причем проявления этого перелома особенно остро обнаруживают себя именно в сфере отношений со сверстниками.

Около пяти лет доброжелательное и спокойно-индифферентное отношение к ровеснику сменяется напряженным вниманием к нему. Появляется потребность в сотрудничестве и совместных действиях.

Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. У 4-5-летних дошкольников резко возрастет эмоциональная вовлеченость в действия другого ребенка. В процессе игры или совместной деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. В этот период резко возрастает сопереживание ровесникам (как по количеству случаев, так и по интенсивности).

Однако это сопереживание зачастую носит неадекватный характер – успехи сверстника могут огорчать и обижать ребенка, а его неудачи радовать. Ребенок может сильно расстроиться и даже заплакать, если взрослый восхищается успехами другого. Ошибки товарища, напротив, вызывают облегчение и уверенность в себе. Именно в этом возрасте дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества. Резко возрастает количество и острота детских конфликтов. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще чем в других возрастах проявляются амбивалентность поведения, застенчивость, обидчивость, агрессивность.

Все перечисленные явления свидетельствуют о глубокой качественной перестройке в отношениях ребенка к сверстнику и к самому себе. Можно полагать, что ее суть заключается в оформлении периферических структур и объектных составляющих образа Я.

Собственное Я ребенка опредмечивается, в нем выделяются и оцениваются отдельные качества, умения, способности и пр. Но выделяться и оцениваться они могут не сами по себе, а только в сравнении с чьими-то другими, носителем которых может выступать не взрослый и не абстрактный персонаж, а равное, но другое существо, т.е. сверстник. Дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. Только при сравнении со сверстником можно оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а только если кто-то их оценивает, т.е. увидеть себя «в глазах другого». Это сравнение направлено не на обнаружение общности, а на противопоставление себя и другого. Если двух-трехлетние дети, сравнивая себя и другого, ищут сходство или общие действия, то пятилетние ищут различия, при этом преобладает оценочный момент (кто лучше, кто хуже), и главное для них – доказать свое превосходство. Сверстник становится обособленным, противопоставленным существом и предметом постоянного сравнения с собой. Причем соотнесение себя с другим происходит не только в реальном общении детей, но и во внутренней жизни ребенка. Дошкольник может специально собирать игрушки или конфеты не для того, чтобы играть или есть, а чтобы принести их в детский сад и похвалиться перед другими. Появляется устойчивая потребность в признании, в самоутверждении и в оценке себя глазами другого, которые становятся важными составляющими самосознания. Все это, естественно, усиливает напряженность и конфликтность детских отношений.

Особую значимость в этом возрасте приобретают моральные качества, которые реализуются преимущественно в просоциальном поведении детей, т.е. в поведении в пользу другого. Основным носителем этих качеств и их ценителем является для ребенка взрослый. В то же время осуществление просоциального поведения в этом возрасте сталкивается со значительными трудностями и вызывает внутренний конфликт: уступить или не уступать, отдать или не отдавать и пр. Можно полагать, что этот конфликт порождается не противоречием между знаемой моральной нормой и эгоистическим желанием ребенка (как это обычно объясняется), а конфликтом между «правильным поведением», воплощенным во взрослом, и стремлением к собственному превосходству в глазах сверстника. Иными словами, это конфликт между «внутренним взрослым» и «внутренним сверстником».

Просмотров: 6355
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • Активность общения
  • Анализ детских рисунков
  • В чем своеобразие проявления чувства комического и прекрасного у дошкольников?
  • Варианты этического развития дошкольников
  • Влияние моральной нормы на поведение дошкольников
  • Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет)
  • Единство межличностных отношений и самосознания
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Исследования морально-нравственного развития ребенка в отечественной детской психологии
  • Исследования феномена детской популярности в психологии
  • Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
  • Л.И. Божович, Л.С. Славина Переходный период от младенчества к раннему возрасту
  • М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
  • Младенчество: истоки личностного отношения к себе и к другому
  • Можно ли позволить ребенку привести в игровую комнату приятеля?
  • Мотивы поведения
  • Общая характеристика психического развития детей преддошкольного и дошкольного возраста
  • Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой
  • Особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)
  • Особенности отношения к сверстникам дошкольников с разными вариантами этического развития
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Переход от раннего возраста к дошкольному
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Проблемы самооценки у детей младшего школьного возраста
  • Программа «Дружные ребята»
  • Развитие отношений между взрослым и ребенком
  • Различные подходы к пониманию межличностных отношений
  • Способность к «расширению» моральной нормы как показатель нравственного развития
  • Формирование самосознания у ребенка раннего возраста
  • Формирование самостоятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь