Развитие личности ребенка-дошкольника

В раннем детстве деятельность ребенка со стороны его взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Б.Г. Ананьев по этому вопросу писал: «Взрослый родной человек не только подставляет вещи для детской игры, но и приучает ребенка к игре и формирует отношения ребенка к известным предметам его действий. В известном смысле слова было бы правильнее сказать, что предметное действие ребенка есть совместное действие ребенка и взрослого, в котором элемент содействия является ведущим».

Еще до начала активной речи ребенка именно это «содействие» взрослого выполняет функцию коммуникации и руководства. Оно выражается не только в показе предмета, в приучении к нормативности и регулярности жизни (приучение к режиму жизни, к дозволенным действиям, запрет действий недозволенных), но и в постоянстве оценочных воздействий на ребенка.

На протяжении раннего детства в совместной деятельности со взрослыми ребенок овладевает основными предметными действиями. Многие из действий, которые осваиваются в этот период, дети могут производить только при непосредственной помощи и при участии взрослых. Однако по мере овладения действиями дети начинают производить их самостоятельно. Уже на втором году жизни ребенок научается самостоятельно ходить; на третьем году движения ребенка (бег, ходьба, лазанье) становятся более совершенными и координированными. Овладевает ребенок и некоторыми тонкими движениями кисти рук и пальцев, научается например держать карандаш и проводить им линии и штрихи, застегивать пуговицу, запускать волчок и т.п. При правильном воспитании к 3-м годам ребенок может самостоятельно есть, умываться, одеваться и делать многое другое.

Глубокие изменения происходят и в овладении языком. Речь становится основным средством общения ребенка со взрослыми.

Руководство со стороны взрослых приобретает все более речевой характер. Появляется умение отделять себя от своих действий.

Поведение взрослых, характер их отношений между собой, способы их действий с предметами становятся для ребенка образцом для воспроизведения. Взрослый, его манеры и действия становятся предметом для подражания. Это находит свое выражение в том, что к концу раннего детства возникает ролевая игра, в процессе которой ребенок начинает отождествлять свои действия с действиями взрослых, называть на этой основе себя именем взрослого человека. Эти успехи в развитии ребенка на третьем году жизни делают его более самостоятельным. Самостоятельность проявляется еще и в том, что каждый здоровый ребенок в узкой сфере практической жизни и в пределах собственных небольших возможностей стремится действовать без помощи взрослых, выказывать некоторую независимость от взрослых.

Проявление самостоятельности во всем том, в чем ребенок действительно может обойтись без помощи взрослых, приобретает тенденцию к самостоятельности, стремлению действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку. Это находит выражение в словах «я сам».

Возникновение стремления к самостоятельности означает появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что в частности подтверждается настойчивым «я хочу».

Новые тенденции, усиливающие активность ребенка, приводят к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Психологи отмечают возникающие в этот период у ребенка проявления себялюбия, ревности, упрямства, негативизма и обесценивания. При этом упрямство носит избирательный характер (не отмечается упрямства по отношению к сверстникам). Вначале упрямство может носить избирательный характер и иметь своим объектом одного человека. Но постепенно упрямство может распространяться на других лиц или на всех взрослых. Психологи считают, что оно возникает при ущемлении свободы ребенка, т.е. при ограничении его самостоятельности и инициативы.

В зависимости от соотношения требовательности и уважения к ребенку со стороны взрослых выделяют несколько видов упрямства. Если требовательность значительно превышает уровень уважения, то возникает упрямство типа обиженных; когда требовательность очень мала, то констатируется упрямство типа баловня. Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения, тогда это случай упрямства безнадзорности. Упрямства не возникает и развитие протекает нормально, без всяких конфликтов тогда, когда между требовательностью и уважением существует равновесие.

На границе раннего детства и дошкольного возраста симптомы упрямства и негативизма, возникающие в поведении ребенка, показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но кризис (его называют кризисом 3-х лет) возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденции к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка (конечно, в определенных пределах), то трудности или вовсе не возникают, или часто преодолеваются. Таким образом, кризис поведения, часто наблюдаемый в трехлетнем возрасте и возникающий лишь в определенных условиях, вовсе не обязателен при соответствующих изменениях во взаимоотношениях.

А.Н. Леонтьев отмечал, что в действительности кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Неизбежны, по его мнению, не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис – это свидетельство не совершившегося вовремя и в нужном направлении перелома, сдвига. Кризиса может и не быть, потому что психическое развитие ребенка – процесс не стихийный, а разумно управляемый.

Итак, в развитии ребенка в раннем детстве происходят следующие изменения. Во-первых, возникает тенденция к самостоятельности, за которой лежит отделение не только себя от своих действий, но и отделение себя от взрослого. Возникновение личных желаний перестраивает предметное действие в волевое.

В переходный от раннего детства к дошкольному период желания носят форму аффекта, ребенок находится во власти своих желаний. Она ярко проявляется в тех случаях негативизма, когда ребенок, сказав: «Я хочу» или «Не хочу», продолжает на этом настаивать, несмотря на предложение взрослыми более привлекательного предмета.

В этот период происходит распад прежних форм аффекта и совместной деятельности, рождение личных желаний и тенденций к самостоятельности в их осуществлении. Возникают предпосылки развития личности.

Среди психологов, занимающихся проблемами дошкольного детства, особое место занимает Ж. Пиаже. Во многих работах Ж. Пиаже, не посвященных специально дошкольному возрасту, можно найти теорию данного возраста. Она связана с его концепцией развития мышления и поведения.

В работе, посвященной первому году жизни ребенка, Ж. Пиаже приходит к допущению, что младенцу присущ абсолютный эгоцентризм, который в психологии определяется как солипсизм первого года. По Ж. Пиаже, социальная жизнь и логическая мысль развиваются у ребенка поздно, во всяком случае за границами дошкольного возраста. На пути от абсолютного солипсизма до социализированного логического мышления и специфических социальных форм общения дошкольному возрасту принадлежит место промежуточного звена.

Просмотров: 3497
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Возрастная психология




Другие новости по теме:

  • А.Н. Леонтьев. К теории развития психики ребенка
  • Активность общения
  • Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет)
  • Д.Б. Эльконин. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
  • Дошкольный возраст
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Какова роль взрослого в период развития дошкольника?
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
  • Л.И. Божович, Л.С. Славина Переходный период от младенчества к раннему возрасту
  • М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
  • М.И. Лисина. Этапы генезиса речи как средства общения
  • Младенческий возраст
  • Общая характеристика психического развития детей преддошкольного и дошкольного возраста
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Переход от раннего возраста к дошкольному
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
  • Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте
  • Развитие отношений между взрослым и ребенком
  • Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 2 года).
  • Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)
  • Теории развития социального инстинкта у ребенка
  • У кого лучше развито воображение: у взрослого или у ребенка?
  • Узнает ли себя ребенок в зеркале?
  • Условия и движущие силы психического развития детей
  • Формирование самосознания у ребенка раннего возраста
  • Формирование самостоятельности
  • Что должен делать взрослый, чтобы научить ребенка грудного возраста действовать с предметами, игрушками?
  • Что такое «комплекс оживления»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь