Теории развития социального инстинкта у ребенка

В развитии ребенка в раннем детстве возникает тенденция к самостоятельности, за которой лежит не только отделение себя от своих действий, но и отделение себя от взрослого. Возникновение личных желаний перестраивает предметное действие в волевое.

В переходный от раннего детства к дошкольному период желания носят форму аффекта, ребенок находится во власти своих желаний. Ярко проявляются случаи негативизма, когда ребенок продолжает настаивать на своем, несмотря на предложение взрослым более привлекательного предмета.

В этот период происходит возникновение предпосылок развития личности.

В работе, посвященной первому году жизни ребенка, Ж. Пиаже приходит к допущению, что младенцу присущ абсолютный эгоцентризм, который в психологии определяется как «солипсизм первого года». По Пиаже социальная жизнь и логическая мысль развиваются за границами дошкольного возраста. Корни эгоцентризма Пиаже видит в эгоцентрическом характере его деятельности. Сфера игры для ребенка более реальна, чем сфера действительности. Борьба этих сфер есть выражение борьбы изначально биологического в ребенке с навязываемым ему извне социальным.

Многие отечественные психологи (например, Л.С. Выготский), наоборот, считают, что уже в самые ранние периоды жизни ребенок связан со взрослыми чрезвычайно тесно. Специфические реакции на ухаживающих взрослых (человеческое лицо и голос) возникают в конце второго месяца жизни. Пиаже считал, что социальный инстинкт развивается к 7-8 годам, Выготский говорил об изначальной социальности ребенка и развитие рассматривал как движение от социальности к индивидуальности. Современные психологи согласны с утверждением Выготского лишь в первой части, но процесс развития его личности понимают несколько иначе. Ребенок на протяжении своего развития – существо социальное. Каждая ступень самостоятельности, связанная с усвоением общественного опыта, не есть ослабление связи с обществом, не ослабление социальности, а лишь качественное изменение ее формы. На каждом этапе своего развития ребенок связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может.

Оригинальную теорию развития личности ребенка в дошкольном возрасте предложил Л.С. Выготский, который считал, что самое существенное в развитии ребенка и его сознания заключается не в изолированных изменениях отдельных функций (внимания, памяти, мышления), а в развитии в целом. Этот рост и развитие, по мнению Высоготского, в первую очередь сказывается в том, что изменяются отношения между отдельными функциями.


Просмотров: 2405
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Возрастная психология




Другие новости по теме:

  • А.Н. Леонтьев. К теории развития психики ребенка
  • Актуальный уровень развития учащегося
  • Выготский Лев Семенович
  • Детская психология
  • Жан Пиаже
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Какова роль взрослого в период развития дошкольника?
  • Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
  • Л.В. Запорожец. Условия и движущие причины психического развития ребенка
  • Л.И. Божович, Л.С. Славина Переходный период от младенчества к раннему возрасту
  • Л.С. Выготский. Динамика и структура личности подростка
  • Младенческий возраст
  • Общая характеристика психического развития детей преддошкольного и дошкольного возраста
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Переход от раннего возраста к дошкольному
  • Пиаже (Piaget) Жан (1896 – 1980)
  • Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
  • Психологический симбиоз
  • Развитие личности ребенка-дошкольника
  • Развитие отношений между взрослым и ребенком
  • Речь и язык
  • Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов
  • Синкретизм (в психологии)
  • Социогенетическая концепция личности
  • Технологии развивающего обучения
  • Узнает ли себя ребенок в зеркале?
  • Условия и движущие силы психического развития детей
  • Формирование самосознания у ребенка раннего возраста
  • Что такое «комплекс оживления»?
  • Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь