Детская психология

отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.

Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.

Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение), качеств его личности, также возрастные и индивидуальные особенности детей.

Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.

При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т.н. поперечные и продольные исследования. В первом случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во втором осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики.

Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX – начале XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Вине, А. Гезелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Верной, О'Коннор и др. (Англия), Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).

В России основы Д. п. были заложены в трудах И.М. Сеченова, К.Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева и др.

Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтъева, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили в СССР Н.М. Щелованов, Н.Я. Фигурин, М.П. Денисова, Н.М. Аксарина, по психологии ребенка-дошкольника – А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская, по психологии школьников – А.А. Смирнов, Г.С. Костюк, П.И. Зинченко, Н.А. Менчинская, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и др.

Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и нервной системы ребенка – предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т.п.).

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей.

Психическое развитие ребенка – процесс, включающий моменты «самодвижения», возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к другой. Возрастные периоды (ступени), хотя и связаны с созреванием организма, определяются местом, занимаемым ребенком в системе человеческих отношений, характерными для него типами деятельности. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации. Психологические особенности ступеней развития изменяются в ходе исторического развития. Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов (они могут меняться в самых широких пределах), а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.

Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка следующие возрастные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет) дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 10 лет), подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет), ранний юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет).
Просмотров: 2935
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь




Другие новости по теме:

  • Возрастная периодизация психического развития детей
  • Детские рисунки и выводы о развитии ребенка
  • Дошкольный возраст
  • Дьяченко Ольга Михайловна (1948 – 1998)
  • Запорожец Александр Владимирович (1905 – 1981)
  • Индивидуальные различия в темпах созревания: акселерация и ретардация
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Л.В. Запорожец. Условия и движущие причины психического развития ребенка
  • Лисина Мая Ивановна (1929 – 1983)
  • Люблинская Анна Александровна (1903 – 1983)
  • Младший школьный возраст
  • Основные функции педагогической деятельности
  • Педагогическая психология
  • Предмет возрастной и педагогической психологии
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
  • Психология возрастная
  • Психология обучения
  • Психология специальная
  • Развитие общих и специальных способностей в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте
  • Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов
  • Сикорский Иван Алексеевич (1842 – 1919)
  • Соловьев Иван Михайлович (1902 – 1986)
  • Технологии развивающего обучения
  • Уильям Штерн
  • Условия и движущие силы психического развития
  • Условия и движущие силы психического развития детей
  • Характеристика педагогической деятельности
  • Шардаков Михаил Николаевич (1895 – 1961)
  • Штерн (Stern) Вильям Луис (1871 – 1938)
  • Щелованов Николай Матвеевич (1892 – 1981)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь