Сикорский Иван Алексеевич (1842 – 1919)

российский психолог, психиатр и педагог. Д-р медицины (1873), профессор (1881). Основатель Института детской психологии (Фребелевского ин-та, Киев, 1912). Ред. журнала "Вопросы нервно-психической медицины" (с 1896). Образование получил в Киевском ун-те, после окончания которого (1869) работал в медицинских учреждениях Петербурга. В 1881 г. возглавил кафедру нервных болезней Киевского ун-та. Принимал активное участие в деятельности различных медицинских и педагогических научных съездов и обществ. Круг научных интересов С. был очень широк, он стремился собрать воедино все данные наук о человеке, создать целостное представление о ходе развития ребенка и функционировании человеческой психики в зависимости от деятельности нервной системы, показать взаимодействие интеллектуальной эмоциональной и волевой сфер, обосновать необходимость сочетания умственного, нравственного и эстетического воспитания ("Всеобщая психология с физиогномикой, в иллюстрированном изложении", 1912). Сочетая медицинские и педагогические исследования, С. провел первую отечественную экспериментальную работу в области педагогической психологии ("О явлениях умственного утомления детей школьного возраста", 1878-1879), что позволило поставить вопрос о построении учебного процесса в соответствии с закономерностями психической деятельности детей. Эта работа в том же году была переведена за рубежом и послужила основой организации аналогичных исследований Э. Крепелиным в Германии и другими исследователями. С. также первым провел систематическое исследование развития ребенка первых лет жизни, показал важнейшее значение раннего детства как фундамента всего дальнейшего психического развития. Проанализировав зарубежный опыт (в первую очередь труды В. Прейера (1841-1897), основателя детской психологии в Германии), приступил к собственным исследованиям детского развития, обобщив результаты наблюдений в книге: "Воспитание в возрасте первого детства", (1884). В этой книге он сформулировал те принципиально важные проблемы, изучению которых посвятил последующие годы. Дал конкретное научное обоснование мысли К.Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчеркивал, что основой для научной теории воспитания является комплексное всестороннее изучение ребенка, подчеркивал необходимость не только профессиональной, но и нравственной подготовки воспитателей. Конечную цель воспитания видел в гармоничном развитии личности в трех аспектах - в гармоничном развитии различных сторон психической жизни (ума, чувства, воли), гармоничном сочетании различных сторон воспитательных воздействий (умственных, нравственных, эстетических), гармоничном развитии духа и тела. Основными факторами воспитания считал школу, семью и "психологическую медицину".

Автор трудов:
"Задачи нервно-психической гигиены и профилактики", 1887;
"Об успехах медицины в изучении явлений психического мира", 1889;
"Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены", т. 1-5, Киев - Харьков, 1899-1900;
"Психологические основы воспитания и обучения", Киев, 1909;
"Душа ребенка", Киев, 1911.
Просмотров: 2542
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Вайцзекер (Weizsacker) Виктор (1886 – 1957)
  • Вацуро Эразм Григорьевич (1907 – 1967)
  • Веденов Александр Васильевич (1901 – 1970)
  • Власова Татьяна Александровна (1905 – 1986)
  • Дьяченко Ольга Михайловна (1948 – 1998)
  • Зейлигер-Рубинштейн Евгения Иосифовна (1890 – 1969)
  • Зеньковский Василий Васильевич (1881 – 1962)
  • Итар (Itard) Жан Мари Гаспар (1775 – 1838)
  • Каптерев Петр Федорович (1849 – 1922)
  • Клапаред (Claparede) Эдуард (1873 – 1940)
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Л.В. Запорожец. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности
  • Лалаян Александр Арцрунович (1925 – 1984)
  • Люблинская Анна Александровна (1903 – 1983)
  • Мейман Эрнст
  • Мейман Эрнст (1862 – 1915)
  • Нечаев Александр Петрович (1870 – 1948)
  • Предмет возрастной и педагогической психологии
  • Прейер (Preyer) Вильгельм Тьерри (1841 – 1897)
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878 – 1953)
  • Соловьев Иван Михайлович (1902 – 1986)
  • Сохин Феликс Алексеевич (1928 – 1989)
  • Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)
  • Тутунджян Овсеп Мовсесович (1918 – 1994)
  • Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870)
  • Холл Стенли
  • Холл Стенли (1846 – 1924)
  • Штерринг (Storring) Густав (1860 – 1946)
  • Шумков Герасим Егорович (1873 – 1933)
  • Щелованов Николай Матвеевич (1892 – 1981)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь