Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870)

выдающийся педагог, основоположник российской научной педагогики и педагогической психологии. Окончил юридический фак-т Московского ун-та (1844). С 1846 по 1849 г. - профессор Демидовского лицея в Ярославле. Был обвинен в неблагонадежности, ушел в отставку и служил в канцелярии департамента иностранных дел (1850-1854). Одновременно сотрудничал в журнале "Современник" (1852-1854) и "Библиотеке для чтения" (1854-1855). В 1954 г. возвращается к преподавательской деятельности в Гатчинском сиротском ин-те, в 1855-1859 гг. - зав учебной частью ин-та. В 1859 г. был назначен инспектором Смольного ин-та, где реформировал учебный процесс: ввел новый учебный план, рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по естественно-научным дисциплинам. После политического доноса в 1862 г. вынужден был оставить Смольный и до 1867 г. жил за границей, в основном в Швейцарии, изучал постановку школьного дела и женское образование. В педагогической теории У. основополагающей была идея народности, свободная от национальной ограниченности. Воспитание он рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, что, по У., означало изучение его физических и психических особенностей, т. е. использование антропологического подхода. У. разработал систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения ("Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", 1868-1869). В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией У. считал "полурефлексы", к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания У. относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план У. выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: "добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему". Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. У. утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Большое внимание он уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных "параметров" его жизнедеятельности. Ведущую роль в этом он отводил учителю, а в формировании его личности большую роль отводил литературе и системе специальной подготовки учителей. Основные труды У. изданы как "Собрание сочинений", т. 1-11, М. - Л., 1948-1952; "Избранные педагогические сочинения", т. 1-2, М., 1974.
Просмотров: 1359
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
  • 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
  • А. Отличительные черты
  • Астафьев Петр Евгеньевич (1846 – 1893)
  • Бернштейн Михаил Семенович (1894 – 1975)
  • Веденов Александр Васильевич (1901 – 1970)
  • Возникновение и развитие педагогики на протяжении нескольких эпох
  • Кавелин Константин Дмитриевич (1828 – 1885)
  • Каптерев Петр Федорович (1849 – 1922)
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Крутецкий Вадим Андреевич (1917 – 1991)
  • Кудрявцев Товий Васильевич (1928 – 1987)
  • Нечаев Александр Петрович (1870 – 1948)
  • Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
  • Основные категории педагогики
  • Педагогика высшей школы
  • Педагогическая антропология как комплексная наука: ее сущность и основные принципы
  • Предмет возрастной и педагогической психологии
  • Предмет педагогики
  • Пристли (Priestley) Джозеф (1733 – 1804)
  • Проколиенко Людмила Никитична (1937 – 1989)
  • Психология обучения
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878 – 1953)
  • Связь педагогики с другими науками
  • Сикорский Иван Алексеевич (1842 – 1919)
  • Сущность и структура педагогического процесса
  • Три уровня воспитательных технологий
  • Функции педагогики
  • Характеристика основных категорий педагогической антропологии
  • Характеристика педагогической деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь