Каптерев Петр Федорович (1849 – 1922)

русский психолог и педагог. Закончил Московскую духовную академию (1872), преподавал философию в Петербургской духовной семинарии (до 1878), затем - на педагогических курсах при Петербургских женских гимназиях Мариинского ведомства (уволен в связи с обвинением в материализме и безбожии) и на курсах Фребелевского общества. Являлся активным участником съездов по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной педагогике. Под его редакцией вышло 57 выпусков "Энциклопедии семейного воспитания и обучения". В работах К. закладываются основы педагогической психологии, исследуются проблемы психологии развития, воспитания и обучения ребенка ("Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей, воспитательниц", 1876, 1914; "Дидактические очерки", 1885; "Педагогический процесс", 1905). Анализируя образовательный процесс, К. осмысливает его, с одной стороны, как выражение внутренней самодеятельности человека как индивидуального организма и, с другой стороны, как деятельность, обеспечивающую развитие способностей на личностном уровне. Отводя в воспитании и обучении определенную роль саморазвитию, К. подчеркивал в то же время, что человек - существо общественное и его органические и индивидуальные свойства развиваются лишь в связи с обществом и внешней природой (на 9/10 личность состоит из общественных элементов, и только 1/10 составляет в ней "личное" начало). Психическая жизнь человека рассматривается как энергетическая система, воплощающая в себе и преломляющая на новом уровне законы природы. Деятельность оценивается как детерминанта системы психических процессов, состояний и свойств ребенка в ходе его развития как личности. В контексте анализа процесса интеллектуального развития ребенка прослеживается формирование образного и отвлеченного мышления; знаковое мышление характеризуется как новая ступень в деятельности сознания. К. раскрыл процесс формирования нравственных качеств личности, его факторы и условия, дал анализ их психологического содержания. Социальную ценность и значимость личности он связывает с направленностью "чувства силы", скромность - с адекватной самооценкой, застенчивость - с состоянием тревожности в ситуации ожидания оценки. Предметом рассмотрения выступали также волевые акты: движения, желания, инстинкты. Влечения, позывы, стремления как свойства воли выводились К. из потребностей данного организма, а не из внешних побуждений. Человеческое сознание оценивалось как творческое начало, "самобытно созидающееся". В психологическом анализе деятельности важная роль отводилась понятиям "мотив" и "цель". Психическая жизнь человека рассматривалась как саморегулируемая система. К источникам деятельности относились как "естественно-органические" так и "социально-культурные" запросы и потребности. Прослеживая двигательную активность ребенка с рождения до 4-х летнего возраста, К. осмысливает ее как процесс социализации личности. Труды К. изданы в "Избр. педагогических соч.", М., 1982.
Просмотров: 1711
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
  • Ансон Карл Карлович (1887 – 1966)
  • Беляев Михаил Федорович (1899 – 1955)
  • Веденов Александр Васильевич (1901 – 1970)
  • Детская психология
  • Дидактические системы
  • Зеньковский Василий Васильевич (1881 – 1962)
  • Крутецкий Вадим Андреевич (1917 – 1991)
  • Личность и ее структура
  • Люблинская Анна Александровна (1903 – 1983)
  • Мейман Эрнст
  • Мейман Эрнст (1862 – 1915)
  • Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
  • Онтогенез
  • Основные категории педагогики
  • Педагогика высшей школы
  • Педагогические законы, закономерности, принципы и правила
  • Потебня Александр Афанасьевич (1835 – 1891)
  • Предмет возрастной и педагогической психологии
  • Предмет педагогики
  • Психология обучения
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878 – 1953)
  • Сикорский Иван Алексеевич (1842 – 1919)
  • Статус социальной педагогики
  • Сущность и структура педагогического процесса
  • Теории происхождения способностей. Способности и задатки
  • Условия и движущие силы психического развития детей
  • Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870)
  • Характеристика педагогической деятельности
  • Чхартишвили Шалва Ноевич (1910 – 1979)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь