Вацуро Эразм Григорьевич (1907 – 1967)

российский физиолог, психолог, д-р биологических наук (1946), профессор. Учился в Военно-Медицинской академии в Ленинграде, работал под руководством И.П. Павлова и Л. Орбели в Павловской лаборатории условных рефлексов в академии. После окончания Ленинградского медицинского института (1936) был зачислен на должность научного сотрудника биологической станции в Колтушах; с 1937 г. - зав. лабораторией приматов; работал в Институте эволюционной физиологии АН СССР; в отделе сравнительной физиологии Института экспериментальной медицины АМН СССР. Основное направление научной деятельности В. - изучение высшей нервной деятельности животных, прежде всего антропоидов. При решении этой проблемы опирался на учение Павлова о высшей нервной деятельности. Им был установлен ряд специфических закономерностей ВНД антропоидов ("Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе)", 1948; "Исследование высшей нервной деятельности человекообразных обезьян", 1957). Полученный материал о развитии психики антропоидов показал ограниченность их интеллекта. Изучение сложных форм ВНД животных различного филогенетического уровня позволило выявить не только общие их закономерности, но и раскрыть свойственные животным разного уровня нервной организации специфические закономерности, обусловленные особенностями эволюционного развития и экологическими факторами ("Очерк эволюции нервной деятельности", в соавт., 1964). Изучал условно-рефлекторные реакции на отношения у животных, находящихся на различных уровнях эволюционного развития (слон, высшие и низшие обезьяны), и у детей разного возраста (раннего школьного и дошкольного) как в норме, так и в патологии. Установил, что абсолютное преобладание рефлекса на отношение над рефлексом на конкретные признаки, четко проявляющееся у нормальных детей в возрасте 10-11 лет, не наблюдается у детей-олигофренов даже в возрасте 15-16 лет при ярко выраженном доминировании у них рефлекса на конкретные признаки раздражителей. Обнаружено внешнее сходство реакции животных и реакций детей раннего дошкольного возраста и в то же время их обусловленность различными физиологическими механизмами ("Сравнительное изучение рефлекса на отношение у нормальных детей и у олигофренов" / Вопросы психологии, 1959). Исследовал также физиологические основы отражения и развитие их в процессе эволюции, ориентировочный и исследовательский рефлексы и их развитие в онто- и филогенезе.
Просмотров: 1975
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Бернштейн Михаил Семенович (1894 – 1975)
  • Веденов Александр Васильевич (1901 – 1970)
  • Венгер Леонид Абрамович (1925 – 1992)
  • Власова Татьяна Александровна (1905 – 1986)
  • Дьяченко Ольга Михайловна (1948 – 1998)
  • Зоопсихология
  • Иванов-Смоленский Анатолий Георгиевич (1895 – 1982)
  • Калмыкова Зинаида Ильинична (1914 – 1993)
  • Курт Эрнестович Фабри
  • Ладыгина-Котс Надежда Николаевна (1889 – 1963)
  • Ленц Александр Карлович (1882 – 1952)
  • Лисина Мая Ивановна (1929 – 1983)
  • Матюшкин Алексей Михайлович (1927 – 2004)
  • Мещерский Ростислав Михайлович (1921 – 1986)
  • Небылицын Владимир Дмитриевич (1930 – 1972)
  • Осипов Виктор Петрович (1871 – 1947)
  • Павлов Иван Петрович
  • Павлов Иван Петрович (1849 – 1936)
  • Певзнер Мария Семеновна (1901 – 1989)
  • Поршнев Борис Федорович (1905 – 1972)
  • Развитие мышления ребенка раннего возраста
  • Рожнов Владимир Евгеньевич (1918 – 1998)
  • Сикорский Иван Алексеевич (1842 – 1919)
  • Теплов Борис Михайлович
  • Тих Нина Александровна (1905 – 1983)
  • Фабри Курт Эрнестович (1 мая 1923 – 3 июня 1990)
  • Хотин Борис Иосифович (1895 – 1950)
  • Чучмарев Захарий Иванович (1888 – 1961)
  • Щелованов Николай Матвеевич (1892 – 1981)
  • Якобсон Павел Максимович (1902 – 1979)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь