Венгер Леонид Абрамович (1925 – 1992)

российский психолог, исследователь умственного развития дошкольников. Д-р психологических наук (1968), профессор (1973). Демобилизовавшись из армии после ВОВ, окончил психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1951) и был направлен по распределению в г. Ленинабад Таджикской ССР. Работал преподавателем Учительского института, с 1957 г. - зав. кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. В 1960 г. переехал в Москву и до конца жизни работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста (с 1968). Научную и научно-практическую работу совмещал с преподаванием в Московском государственном педагогическом ин-те им. В.И. Ленина (с 1972). Еще в студенческие годы В. начал исследование развития восприятия под руководством А.В. Запорожца. В 1955 г. защитил канд. дис. на тему: "Восприятие отношений (на материале иллюзий тяжести и величины)", позднее обобщил результаты своих исследований в докт. дис.: "Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте". В 1967 г. выходит книга "Восприятие и действие" (в соавт. с А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко и А.Г. Рузской), а в 1969 - монография "Восприятие и обучение". В ней представлены результаты многолетних исследований, посвященных развитию перцептивных действий ребенка с первых месяцев жизни и до конца дошкольного возраста. Работая в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского, В. экспериментально обосновал гипотезу А.В. Запорожца о культурно выработанных сенсорных эталонах, опосредствующих человеческое восприятие. Были выделены и изучены ранние формы "предэталонов" (двигательных, а позднее - предметных), специфичные для младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Совместно с сотрудниками В. разработал диагностическую систему, позволяющую выявлять уровень сформированности различных видов перцептивных и интеллектуальных действий, складывающихся на протяжении дошкольного возраста ("Диагностика умственного развития дошкольников", 1978). В настоящее время эта система широко используется не только в России, но и в других странах мира. Важным вкладом В. в детскую психологию стала теория формирования познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных), положенная в основу разработанной под его руководством системы умственного воспитания дошкольников. Основным методом формирования познавательных способностей служит обучение детей умению представлять себе различные объекты и явления в виде моделей, т. е. в обобщенной и схематизированной форме. Это обучение проводится в форме специфичных для дошкольного возраста "моделирующих" видов деятельности: игры, рисования, конструирования и т. п. Полевой эксперимент, проведенный в большом количестве детских садов, подтвердил правильность выдвинутых предположений. Концепция В. представлена в монографиях "Генезис сенсорных способностей" (1976) и "Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания" (1986). Им выпущена также серия книг для родителей "Домашняя школа мышления" (1982-1985), позволяющая развивать способности детей в условиях семейного воспитания. Ряд книг В. переведен на нем., англ., исп. и япон. языки. В настоящее время его ученики в основанном ими Детском центре им. Л.А. Венгера (при Институте дошкольного образования РАО) продолжают на основе его концепции разрабатывать программы дошкольного воспитания ("Развитие", 1994; "Одаренный ребенок", 1995), использующиеся в детских садах многих городов России.
Просмотров: 2830
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Борисова Елена Михайловна (1945 – 2002)
  • Вацуро Эразм Григорьевич (1907 – 1967)
  • Власова Татьяна Александровна (1905 – 1986)
  • Детский сад
  • Дьяченко Ольга Михайловна (1948 – 1998)
  • Ересь Елена Павловна (1904 – 1985)
  • Зейлигер-Рубинштейн Евгения Иосифовна (1890 – 1969)
  • Крутецкий Вадим Андреевич (1917 – 1991)
  • Курт Эрнестович Фабри
  • Лисина Мая Ивановна (1929 – 1983)
  • Люблинская Анна Александровна (1903 – 1983)
  • Мамардашвили Мераб Константинович (1930 – 1990)
  • Матюшкин Алексей Михайлович (1927 – 2004)
  • Муканов Маджит Муканович (1920 – 1985)
  • Нужно ли формировать умение учиться у дошкольников?
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Ошанин Дмитрий Александрович (1907 – 1978)
  • Пономарев Яков Александрович (1920 – 1997)
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
  • Проколиенко Людмила Никитична (1937 – 1989)
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878 – 1953)
  • Середа Григорий Кузьмич (1925 – 1995)
  • Система Фребеля
  • Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Соловьев Иван Михайлович (1902 – 1986)
  • Сохин Феликс Алексеевич (1928 – 1989)
  • Тихомиров Олег Константинович (1933 – 2001)
  • Уманский Лев Ильич (1921 – 1983)
  • Щелованов Николай Матвеевич (1892 – 1981)
  • Ярмоленко Августа Викторовна (1900 – 1972)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь