Нечаев Александр Петрович (1870 – 1948)

российский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов отечественной психологической науки. Д-р педагогических наук (по психологии), профессор. Образование получил в Санкт-Петербургском ун-те. В 1898-1900 гг. стажировался в ряде психологических центров Европы (у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В 1901 г. организовал первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учебных заведений Санкт-Петербурга. Исследовал особенности психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного труда школьников. ("Об умственном утомлении" / Русский начальный учитель, 1899; "Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте". 1901). Большое внимание H. уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения Н. считал активное внимание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соответствующей установки и отношения к воспринимаемому. Подчеркивал необходимость сближения психологических исследований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основе данных психологии, рассматривая ее как прикладную психологию ("Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения", 1901; 1908-1912). Был одним из организаторов высшего учебного и научного центра С.-Петербурга - Педагогической Академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспертов по вопросам образования, организаторов внешкольного просвещения, руководителей учебных заведений, школьных врачей и т. п. В этот же период Н. организует 1-й и 2-й Всероссийские съезды по педагогической психологии (1906, 1909), где его идеи вызвали острую полемику. Вслед за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й Всероссийские съезды по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Отстаивая свои взгляды, Н. вел большую просветительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экспериментальных исследований в психологии и педагогике ("Очерк психологии для воспитателей и учителей", 1903-1908; "Как преподавать психологию?", 1911; "Курс педагогической психологии для народных учителей", 1915). Изобрел для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). После Октябрьской революции работал в научных учреждениях и вузах Москвы. Продолжал исследование проблем памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Изучая мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Прочное запоминание, свободное оперирование материалом, по его мнению, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя ("Память. Как ее сохранить и улучшить", 1926; "Память человека и ее воспитание, 1930). Исследовал проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников ("Психическое утомление", 1929). Одним из первых в отечественной психологии начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, психологически обосновал составление расписания школьных занятий. Разработал психофизиологические нормы профотбора для различных профессий и др. В 1920-х гг. начал сталкиваться со все большим сопротивлением своим идеям. На 2-м Психоневрологическом съезде (1924), отстаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки психологии на основе марксизма. В 1935 г. на основании ложного доноса был обвинен в контрреволюционной агитации и сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском педагогическом ин-те.
Просмотров: 1983
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Ансон Карл Карлович (1887 – 1966)
  • Беляев Михаил Федорович (1899 – 1955)
  • Бернштейн Александр Николаевич (1870 – 1922)
  • Бернштейн Михаил Семенович (1894 – 1975)
  • Бине Альфред
  • Болтунов Александр Павлович (1883 – 1942)
  • Василейский Серафим Михайлович (1888 – 1961)
  • Веденов Александр Васильевич (1901 – 1970)
  • Гельпах (Hellpach) Вилли (1877 – 1955)
  • Ересь Елена Павловна (1904 – 1985)
  • Калмыкова Зинаида Ильинична (1914 – 1993)
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Котелова Юлия Владимировна (1903 – 1980)
  • Крутецкий Вадим Андреевич (1917 – 1991)
  • Левитов Николай Дмитриевич (1890 – 1971)
  • Менчинская Наталья Александровна (15.01.1905 – 06.07.1984)
  • Милерян Евгений Александрович (1913 – 1983)
  • Муканов Маджит Муканович (1920 – 1985)
  • Платонов Константин Константинович (07.07.1906 – 05.09.1984)
  • Прангишвили Александр Северьянович (1909 – 1984)
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878 – 1953)
  • Сикорский Иван Алексеевич (1842 – 1919)
  • Синица Иван Емельянович (1910 – 1976)
  • Страхов Иван Владимирович (1905 – 1985)
  • Твардовский (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (1866 – 1938)
  • Тутунджян Овсеп Мовсесович (1918 – 1994)
  • Холл Стенли
  • Холл Стенли (1846 – 1924)
  • Элиава Нина Левановна (1901 – 1972)
  • Ярмоленко Августа Викторовна (1900 – 1972)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь