Бернштейн Александр Николаевич (1870 – 1922)

российский психиатр, психотерапевт и психолог. Один из организаторов и лидеров российского психоаналитического движения. Д-р медицинских наук (1901), профессор. Был одним из организаторов журнала "Современная психиатрия". Основал "Журнал психологии, неврологии и психиатрии" (1922). Б. - сын Н.О. Бернштейна, известного российского врача, физиолога и общественного деятеля и отец Н.А. Бернштейна - известного российского психолога. Под руководством отца Б. получил начальное домашнее образование. В 1888 г. окончил 3-ю Одесскую гимназию и поступил на медицинский фак-т Московского ун-та. Был учеником и сотрудником С.С. Корсакова. Одновременно с учебой работал в лаборатории клиники нервных болезней, где под руководством Л.О. Даркшевича изучал микроскопическую анатомию ЦНС. Особое внимание уделял проблемам психиатрии. По окончании ун-та (1893) получил диплом лекаря (с отличием) и по совету С.С. Корсакова совершил поездку в Австрию, Германию, Францию и Швейцарию, где знакомился с работой различных психиатрических учреждений. В 1893-1902 гг. работал в Психиатрической клинике Московского ун-та. В 1895 г. некоторое время работал в клинике Э. Крепелина (в Гейдельберге) и в дальнейшем являлся первым влиятельным российским последователем его учения. В это же время прослушал курс К. Фишера о философии И. Канта. Наряду с врачебной работой интенсивно изучал философию и психологию и был ближайшим помощником А.А. Токарского в психологической лаборатории клиники. С 1901 г. - зав. этой лабораторией и вел занятия по экспериментальной психологии. В 1901 г. защитил докт. дис., посвященную проблемам значения мышечного валика, и в 1902 г. стал приват-доцентом. В этом же году был командирован за границу для подготовки к чтению курса по физиологической психологии. Посетил ряд психологических лабораторий (В. Вундта, Г. Эббингауза и др.), психиатрических клиник (Э. Крепелина, Р. Зоммера и др.) и прослушал лекции Э. Крепелина, Р. Зоммера, К. Вернике и др. По возвращении в Москву начал чтение курса физиологической психологии (с практическими занятиями), который вел до 1905 г. С 1899 г. по рекомендации С.С. Корсакова заведовал Московским Центральным полицейским приемным покоем, где организовал оказание психиатрической помощи неимущим горожанам, дотоле содержавшимся в полицейских участках. Привлек к работе в этом учреждении В.А. Гиляровского, Е.К. Краснушкина, Ю.В. Каннабиха и др. Организовал в нем биохимическую, патологоанатомическую и психологическую лаборатории, в которых велась интенсивная научная работа. Читал курс клинических лекций и проводил практические занятия со студентами. В 1903 г. добился включения Центрального полицейского приемного покоя в число учебно-вспомогательных структур Московского университета. В 1905 г. был одним из инициаторов организации временных Педологических курсов при Московском педагогическом собрании, при котором в 1908 г. открыл и возглавил психологическую лабораторию, публиковавшую "Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании" (1909, 1911). В 1906-1916 гг. участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Разрабатывал программы, методики и опросники по исследованию личности и интеллекта. Опубликовал первое в России руководство "Клинические приемы психологического исследования душевнобольных" (1908), а также статьи и книги о проблемах прикладной экспериментальной психологии, практических методах экспериментально-психологического исследования личности: "Экспериментально-психологические схемы исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях" (1910), "Клинические приемы психологического исследования душевнобольных" (1911), "Клинические лекции о душевных болезнях" (1912). Вел большую клиническую и научную работу. Разработал способ определения восприимчивости памяти при помощи таблиц с геометрическими фигурами, методики экспериментально-психологического исследования и клинического опроса, выполнил работы по эпилепсии, описал симптом олигофалии и пр. Одним из первых российских психиатров обратил внимание на содержание и возможности психоаналитического учения. В 1907 и 1909 гг. организовал при Центральном полицейском приемном покое Повторительные курсы (курсы усовершенствования врачей), на которых повышали свою квалификацию психиатры России. В 1909 г. пригласил в качестве лектора Н.А. Вырубова, который прочитал спецкурс "Психоаналитический метод в изучении и терапии психоневрозов". В 1910-1914 гг. был одним из организаторов и членов редколлегии журнала "Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии". В 1919 г. содействовал созданию Психоневрологического музея и библиотеки профессора Ф.Е. Рыбакова и вошел в Совет музея. В 1920 г. принимал активное участие в преобразовании этого музея в Государственный (Московский) психоневрологический ин-т, заведовал там отделом психиатрии. В 1920-1922 гг. был директором Государственного психоневрологического ин-та (ныне - Московский НИИ психиатрии МЗ РФ). Привлек к работе перспективных специалистов и организовал новые кабинеты и лаборатории, в том числе "Гипнологии и психоанализа". В 1921 г. содействовал организации в ин-те научного кружка, изучавшего "вопросы психологии худож. творчества психоаналитическим методом" и принимал активное участие в его работе. В этом же году открыл при отделе психологии ин-та психоаналитически ориентированный "Детский дом-лабораторию по научному изучению детского возраста", ставший первой российской структурой по детскому психоанализу и зародышем Государственного психоаналитического института (ГПАИ). В 1921 г. совместно с И.Д. Ермаковым и С. Любимовым пытался создать научное общество для исследования явлений психизма, связанных с подсознательным. В современной психиатрии и психологии и поныне широко используются психологические методики Б., направленные на исследование интеллектуального уровня (методика установления последовательности событий и проба на комбинаторику), которые в определенной мере инициировали и отчасти вошли в различные тесты для исследований интеллекта. А описанный им "симптом Бернштейна" (фиксирующий некоторые особенности движения у кататоников) стал одним из употребительных психиатрических терминов. Автор книг: "Экспериментально-психологическая методика распознавания душевных болезней" (1908), "Экспериментально-психологические схемы исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях" (1910), "Клинические приемы психологического исследования душевнобольных" (1911), "Клинические лекции о душевных болезнях" (1912) и др. работ.
Просмотров: 2644
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Асатиани Михаил Михайлович (1881 – 1938)
  • Ашаффенбург (Aschaffenburg) Густав (1866 – 1944)
  • Баженов Николай Николаевич (1857 – 1923)
  • Брилл (Brill) Абрахам (1874 – 1948)
  • Вульф Моисей Владимирович (1878 – 1971)
  • Вырубов Николай Алексеевич (1869 – 1918)
  • Гельпах (Hellpach) Вилли (1877 – 1955)
  • Джелифф (Jelliffe) Смит (1866 – 1945)
  • Добрынин Николай Федорович (18.05.1890 – 18.03.1981)
  • Ермаков Иван Дмитриевич (1875 – 1942)
  • Иванов-Смоленский Анатолий Георгиевич (1895 – 1982)
  • Каннабих Юрий Владимирович (1872 – 1939)
  • Крепелин (Kraepelin) Эмиль (1856 – 1926)
  • Кронфельд (Kronfeld) Артур (1886 – 1941)
  • Кэрр (Carr) Гарвей (1873 – 1954)
  • Ленц Александр Карлович (1882 – 1952)
  • Нечаев Александр Петрович (1870 – 1948)
  • Осипов Виктор Петрович (1871 – 1947)
  • Осипов Николай Евграфович (1877 – 1934)
  • Рамуль (Ramul) Константин (1879 – 1975)
  • Рожнов Владимир Евгеньевич (1918 – 1998)
  • Рубин (Rubin) Эдгар Джон (06.09.1886 – 03.05.1951)
  • Сербский Владимир Петрович (1858 – 1917)
  • Твардовский (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (1866 – 1938)
  • Токарский Ардалион Ардалионович (1859 – 1901)
  • Фельцман Осип Бенционович (1875 – 1919)
  • Флюгель (Flugel) Джон Карл (1884 – 1955)
  • Хейманс (Heymans) Герардус (17.04.1857 – 18.02.1930)
  • Хиршфельд (Hirschfeld) Магнус (1868 – 1935)
  • Шумков Герасим Егорович (1873 – 1933)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь