Зеньковский Василий Васильевич (1881 – 1962)

российский философ, психолог, религиозный и общественный деятель России и российского зарубежья. Окончил Киевский ун-т св. Владимира, где учился у Г.К. Челпанова, дружеские отношения с которым поддерживал на протяжении многих лет. Работал директором Киевского фребелевского ин-та дошкольного воспитания. С 1912 г. приват-доцент, а затем профессор Киевского ун-та. В 1919 г. - министр культуры и вероисповедания в правительстве Скоропадского. Эмигрировал в Югославию, затем в Прагу. С 1927 г. - в Париже, где был зав. кафедрой философии и деканом Свято-Сергиевской духовной академии, руководил религиозно-педагогическим кабинетом (1927-1958), редактировал "Бюллетень религиозно-педагогического кабинета". Организатор и участник общеэмигрантских педагогических съездов и русского студенческого христианского движения. В 1942 г. принял сан священника, продолжая научную деятельность в области религиозной психологии, философии и педагогики. В воззрениях З. органично соединились русская и западноевропейская культуры, философские и психологические взгляды с православной религиозной мыслью. В юности увлекался идеями В.С. Соловьева и Л.М. Лопатина. Как психолог выполнил под руководством Г.К. Челпанова исследование "Современное состояние психофизиологической проблемы", в котором выступал против идеи психофизического параллелизма и экспериментальной психологии А.П. Нечаева и В.М. Бехтерева, которые, по его мнению, игнорировали общую теорию души. Позднее выступал с этих же позиций против бихевиоризма. В своих работах ("О сравнительной психологии, 1897; "Курс общей психологии, 1925) отстаивал идею целостной личности в единстве ее интеллектуальной и эмоциональной сфер, рациональных и иррациональных областей. Исследовал вопросы психологии детства ("Психология детства", 1924) в контексте своей концепции эмоционального понимания детской души. Изучал воздействие экстремальных жизненных ситуаций (войны, революция, эмиграция) на психическое состояние детей. В основу своей периодизации детства положил идею "иерархической конституции" - структуры человеческой личности, в которой выделял три части: тело - душа - дух. Каждая из частей личности доминирует на определенном этапе психического развития ребенка и, как подчеркивал З., необходимо учитывать эти ступени духовного совершенствования при выборе задач и средств воспитания (от рождения до 6 лет, от 7 до 12 лет, от 13 до 15 лет и от 16 до 18 лет). При этом главную задачу развития личности видел в том, чтобы обрести самих себя, и в ее решении молодым должны помочь взрослые. З. утверждал, что человек не может быть понят вне его социальных связей, а социальное воспитание призвано стать могучим фактором прогресса, развития потребности в солидарности, активности человека. Предостерегал как от привнесения в школу элементов партийности, классового подхода и национализма, так и от антисоциальности. Основными факторами социализации личности рассматривал как институты социализации (семья, школа), так и традиции, науку, искусство и религию. Понимание З. роли религии в развитии и воспитании личности значительно изменялось на протяжении жизни. Им были сформулированы принципы православной педагогики, в которой сочетаются религиозно-нравственные идеалы и общечеловеческие ценности. З. занимался также вопросами истории философии, психологии и педагогики. Историософская схема, примененная им в "Истории русской философии" (1991), была впоследствии методологически использована в историко-педагогических работах. Он одним из первых дал очерк истории русской педагогики XX века, соединив в нем Россию, русское зарубежье и советский период.
Просмотров: 968
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Ансон Карл Карлович (1887 – 1966)
  • Астафьев Петр Евгеньевич (1846 – 1893)
  • Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948)
  • Бернштейн Михаил Семенович (1894 – 1975)
  • Болдуин (Boldwin) Джеймс Марк (1861 – 1934)
  • Будилова Елена Александровна (1909 – 1991)
  • Веденов Александр Васильевич (1901 – 1970)
  • Вышеславцев Борис Петрович (1877 – 1954)
  • Габерлин (Haberlin) Пауль (1878 – 1960)
  • Гельпах (Hellpach) Вилли (1877 – 1955)
  • Зейлигер-Рубинштейн Евгения Иосифовна (1890 – 1969)
  • Кавелин Константин Дмитриевич (1828 – 1885)
  • Кафка (Kafka) Густав (1883 – 1953)
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Лагаш (Lagache) Даниэль (1903 – 1972)
  • Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965)
  • Малиновский (Malinowski) Бронислав Каспер (1884 – 1942)
  • Мейман Эрнст
  • Мейман Эрнст (1862 – 1915)
  • Мерлин Вольф Соломонович (1989 – 1982)
  • Олпорт (Allport) Флойд Генри (1890 – 1978)
  • Прангишвили Александр Северьянович (1909 – 1984)
  • Рамуль (Ramul) Константин (1879 – 1975)
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878 – 1953)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Сикорский Иван Алексеевич (1842 – 1919)
  • Стаут (Stout) Георг Фредерик (1860 – 1944)
  • Твардовский (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (1866 – 1938)
  • Толстых Александр Валентинович (1953 – 1997)
  • Челпанов Георгий Иванович (1862 – 1936)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь