|
Единство межличностных отношений и самосознанияВ отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его Я. Оно не может быть безразличным и чисто познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. Главные мотивы и жизненные смыслы человека, его отношение к себе всегда выражаются в отношении к другому. Именно поэтому межличностные отношения (в особенности с близкими людьми) практически всегда являются эмоционально напряженными и приносят самые яркие и драматичные переживания (как позитивные, так и негативные). В этой связи важно обратиться к психологической структуре самосознания человека. Самосознание человека включает два уровня – ядро и периферию, или субъектную и объектную составляющие. В центральном ядерном образовании содержится непосредственное переживание себя как субъекта, как личности, в нем берет начало личностная составляющая самосознания, которая обеспечивает человеку переживание постоянства, тождества самого себя, целостное ощущение себя как источника своей воли, своей активности. Периферия включает частные, конкретные представления субъекта о себе, своих способностях, возможностях, внешних и внутренних качествах – их оценку и сравнение с другими. Периферия образа себя состоит из набора конкретных и конечных качеств, которые принадлежат человеку, т.е. могут быть обозначены как мои, и образуют объектную (ИЛИ предметную) составляющую самосознания. Такое же субъектно-объектное, или личностно-предметное, содержание имеет и отношение к другому. С одной стороны, человек может относиться к другому как к уникальной личности, обладающей абсолютной ценностью и не сводимой к своим конкретным действиям или качествам. С другой – воспринимать и оценивать его внешние характеристики (наличие или отсутствие ценных предметов, успехи в деятельности, его слова и поступки, направленные на самого человека, и пр.). Таким образом, отношение к другому, как и самосознание, основано на двух противоречивых началах – объектном (предметном) и субъектном (личностном). В первом из них другой воспринимается как обстоятельство жизни человека; он является предметом сравнения с собой (похож или непохож, хуже или лучше меня) или средством использования в своих интересах. Объектное начало самосознания отражает представление человека о своих конкретных качествах, знаниях, умениях, возможностях, положении в группе – их оценку и значимость. В таких представлениях происходит своего рода опредмечивание, определение своего Я (т.е. задание его пределов). Эти представления о себе составляют периферию образа себя, которая опосредует отношение человека к миру, к людям и самому себе. Такое отношение порождает оценку и познание соответствующих качеств другого, их сравнение со своими. Другой человек при этом становится средством самоутверждения и самореализации. Объектное (или предметное) отношение подчеркивает отличие себя от других и обособленность своего Я. В личностном же типе отношений другой принципиально не сводим к каким-либо конечным, определенным характеристикам; его Я уникально, «бесподобно» (не имеет подобия) и бесценно (обладает абсолютной ценностью); он может быть только субъектом общения, обращения и диалога. Другого невозможно оценивать или сравнивать с собой – его можно только слышать, воспринимать и понимать. Собственное Я при этом типе отношений также не сводится к каким-либо качествам или достижениям. Оно переживается не через оценку своих качеств и способностей, а через свою связь с миром и с другими людьми – через свои стремления, переживания, отношения. Эти два начала – объектное и субъектное (или личностное и предметное) – необходимые и взаимодополняющие стороны самосознания, они с необходимостью присущи любым межличностным отношениям. В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут существовать в чистом виде и постоянно «перетекают» одно в другое. Очевидно, что человек не может жить без сравнения себя с другим и использования других, но в то же время человеческие отношения не могут быть сведены только к соревнованию, оценке и взаимному использованию. Главную проблему отношений между людьми составляет эта двойственность положения человека среди других. Человек слит с другими и изнутри приобщен к ним и в то же время постоянно оценивает их, сравнивает с собой и использует в собственных интересах. Если предметное начало задает границы собственного Я и подчеркивает его отличие от других и обособленность, что порождает конкуренцию, соревновательность, отстаивание своих преимуществ, то личностное отношение порождает внутреннюю связь с другим и разные формы сопричастности (сопереживание, сорадование, содействие). Исходя из этого следует, что психологическим основанием нравственности является прежде всего личностное, или субъектное, отношение к другому, в котором этот другой выступает как уникальный и равноправный субъект своей жизни, а не обстоятельство моей собственной. Такое отношение открывает возможность видеть другого во всей его целостности и полноте, пережить свою общность с ним, что порождает как сопереживание, так и содействие. Способность увидеть и услышать именно другого человека, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому. Такое отношение предполагает отказ от собственных оценок, интерпретаций и ожиданий, преодоление фиксированности на себе и своих интересах. Показательно, что отказ от интерпретаций другого, отношение к нему как к самоценной и независимой личности лежит в основе гуманистической и экзистенциальной психотерапии. Несмотря на то что предметное и личностное начало присутствует в каждом конкретном типе отношения, степень их выраженности и содержательное наполнение могут существенно различаться. Различные и многочисленные конфликты между людьми и тяжелые негативные переживания (обида, неприязнь, зависть, злость, страх) возникают в тех случаях, когда доминирует предметное, объектное начало. В этих случаях другой человек воспринимается исключительно как противник, как конкурент, которого нужно превзойти, как чужой, мешающий мне нормально жить, или как источник ожидаемого уважительного отношения. Эти ожидания никогда не оправдываются, что порождает чувства, разрушительные для личности. Такие переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем взрослого человека. Вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога. Категория: ПЕДАГОГИКА Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|