|
6.3. Самосознание школьникаГогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с. 6.3. Самосознание школьникаСамосознание – это осознание человеком себя как личности. Самосознание - это осознанность своих интересов, стремлений, переживаний индивида, его знания о самом себе, другими словами, это более или менее целостное и адекватное понятие о собственном «я» как субъекте, отличном от других субъектов. В процессе формирования самосознания у человека появляется с. определенное отношение к себе (эмоциональный компонент), сочетаясь с знаниями о себе (содержательный компонент), отношение к себе образует неотъемлемую часть самосознания - самооценку человека, которая является результатом сравнительного познания себя через соотношение знаний о себе с знаниями о других или об идеальном образе личности, существующем в его представлениях. На основании результатов этого процесса формируется отношение к себе: самоуважение, гордость, тщеславие, презрение, ненависть и др. Самооценка определяет развитие мнения человека о себе как о личности, которое находится у истоков самопознания. Следовательно, самооценка – это основополагающий компонент самосознания. Самооценка имеет ряд функций: познание субъектом себя («чего я стю»); прогностическая («что я могу»); регулятивная («что я должен делать, как себя вести»). Таким образом, формирование устойчивой и адекватной самооценки у школьников – это одна из первостепенных воспитательных задач, которая относится к решению проблем формирования личности развивающегося человека. Формирование самооценки связано с прохождением ряда стадий, как указывает Е.П.Ильин (СНОСКА: *См.: Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 1987.):
Самооценка может быть адекватной (соответствующей имеющимся у человека качествам и возможностям) и неадекватной (завышенная или заниженная самооценка). Завышенная самооценка школьника приводит к возникновению конфликта с окружающими при объективной оценке его качеств и возможностей. Такой ученик отличается проявлением множества неоправданных приказаний (получение более высоких оценок и т.п.). Заниженная самооценка сковывает активность и инициативу школьника. Все его успехи он сам считает случайными. Адекватная самооценка позволяет человеку максимально использовать имеющиеся у него возможности, полностью раскрыть свои способности и тем самым быть достойным, востребованным членом общества, принося значительную пользу в результате своей деятельности. Формирование адекватной самооценки – процесс сложного, тщательного и объективного изучения способностей и особенностей школьников и передачи, им полученной информации, чтобы развить у них адекватное отношение к себе. Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология ребенка Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|