|
Программа «Содружество»Данная программа разработана коллективом дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета США. Исполнительный директор программы – доктор наук Памела Коглин. В России национальным координатором программы является кандидат педагогических наук Г.П. Козлова. Фонд Сороса выступил с инициативой по разработке и воплощению в жизнь программы дошкольного воспитания, сочетающей в себе богатые традиции европейского образования с теорией и практикой американской программы «Опережающий старт» («Head start»). Авторы-разработчики (около 30 американских специалистов по дошкольному воспитанию) рассматривают программу как документ, который предлагается для его дальнейшей переработки и адаптации к социокультурному контексту каждой страны, где эта программа будет реализована. По замыслу авторов, программа в результате адаптации должна соответствовать специфическим потребностям и культурным особенностям каждой страны. Программа также открыта для изменений, дополнений и коррекции с учетом активности самих детей, их родителей и воспитателей. В то же время она содержит определенную, неизменную основу, обусловленную ее целевыми установками. Главная цель программы – подготовить ребенка к жизни в быстро меняющемся мире, сформировать устойчивое стремление и умение учиться и меняться самому. В качестве ценностных ориентиров выделяется воспитание следующих способностей:
В основе философии программы лежит гуманистическая идея о том, что развитие маленького ребенка должно быть совершенно свободным. Программа построена на принципе спонтанного, естественного обучения, которое осуществляется в реальной жизни. Авторы исходят из того, что обучение и развитие ребенка происходит тогда, когда он пытается осмыслить окружающий его мир. Соответственно методы предлагаемые программой «Содружество», направлены на стимулирование познавательной активности, на предоставление возможностей быть «исследователями», делать продуманный выбор и достигать успеха. Серьезное внимание в программе уделяется организации пространства групповой комнаты и всех помещений. Это пространство должно быть организовано так, чтобы подвергаться частым изменениям по инициативе детей и воспитателей, чтобы соответствовать текущему моменту и отвечать познавательным потребностям детей, стимулировать любознательность ребенка. Каждый имеет возможность творчески использовать материалы и оборудование группы, самостоятельно организовывать игровую среду. Детские работы также становятся частью обстановки. Важнейший блок программы – организация центров активности детей. Материалы и оборудование размещаются в специально организованных местах или зонах – центрах активности, в которых происходят игры и занятия. Каждая группа имеет несколько таких центров:
В программе дается описание каждого центра; определяются возможные виды деятельности детей и аспекты развития, которые они обеспечивают; перечисляются рекомендуемые материалы, пособия, игрушки и оборудование, предлагаются варианты их размещения и использования; даются рекомендации воспитателю по руководству и участию в работе центров. Хотя дети должны сами выбирать формы своей активности и развивать свое миропонимание, роль воспитателя, как посредника и помощника, является решающей. Воспитатель не только обеспечивает ребенка различными средствами, но и оказывает помощь, руководит действиями детей, поддерживает их интерес к тем или иным формам активности. Педагоги должны видеть сильные и слабые стороны каждого воспитанника, планировать соответствующие направления работы с ним, предлагать задания, учитывая индивидуальные возможности и склонности ребенка. Планируя гибкие и интересные задания, тщательно наблюдая за детьми в течение дня, педагог изменяет и выбирает материалы и задания, соответствующие интересам и потребностям каждого ребенка. Категория: ПЕДАГОГИКА Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|