Проблемы формирования психологической культуры детей и подростков в системе дополнительного образования

В системе дополнительного образования сегодня оказался довольно большой пласт психологической практики. Психолог ведет групповые и индивидуальные занятия с детьми во дворцах творчества, досуговых центрах, клубах по месту жительства и других учреждениях дополнительного образования.

Возникают новые учреждения с характерными названиями: «Центр психологического развития и детского творчества», «Центр социально-психологической адаптации детей и подростков» и др.

Для психологического профессионального сообщества принципиально важно, что запрос на работу с психологом формируется у растущего человека именно в условиях нормальной творческой среды, в учреждениях, изначально создававшихся как организации, в которых ребенок может развиваться на основе личностно-значимых интересов, где он обязательно переживает ситуацию успеха, где всегда осуществлялся личностно-ориентированный подход. Исключительно важно, что психолог востребован именно в этой среде, которая сама по себе благоприятна, созвучна той работе и идее, которые воплощает в себе психолог как специалист, помогающий в психическом и личностном развитии.

На сегодняшний день в системе дополнительного образования существует многообразие психологических программ. Это хорошо видно на материалах, которые прислали психологи на четвертый Всероссийский конкурс авторских программ по дополнительному образованию.

Некоторые из них мы хотели бы представить кратко в качестве примера.

1. Программа развития личности обучающихся «Семь Я» (автор – В.И. Овсянникова) направлена на формирование психологической культуры личности подростка.

В результате обучения по программе «Семь Я» компенсируется дефицит психологических знаний, который существует у подростка, развивается чувство сопричастности к коллективу и групповым ценностям, приобретается опыт творческой самодеятельности, самопознания и самовоспитания.

Программа построена на принципах интеграции игровой деятельности, психодиагностики, теоретических знаний и включенности подростков в конкретные коллективные творческие дела, что отражает потребности данного возраста в общении, уверенности в себе и самореализации.

2. Программа «Сенсорное развитие» (автор – Л.В. Фомина) выстроена как серия дидактически грамотно оформленных занятий, направленных на развитие познавательных психических процессов ребенка-дошкольника и формирование его психологической культуры в целом.

Работа с материалом, предложенным автором программы, решает многие вопросы адаптации ребенка к учебной деятельности, формирования психических качеств, обеспечивающих развитие познавательной активности, произвольности психических процессов (внимания, восприятия, памяти) и мотивации учения. Безусловной ценностью программы являются адекватно подобранный методический инструментарий и игровой материал.

Теоретическая обоснованность и методическая разработанность данной программы позволяет использовать ее широкому кругу специалистов-психологов.

3. Программа «Психология в играх» (коллектив авторов ЦДО г. Сочи) является вариантом занимательной психологии и направлена на развитие психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления, памяти, воображения, внимания), формирование навыков самопознания и умения учиться.

В программе точно подобраны упражнения, творческие задания и игры, соответствующие возрасту и отражающие специфику психологии как области знаний и практики.

4. Программа «Логика для дошкольников» (автор – А.В. Ткаченко) предназначена для развития познавательных психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия, ощущения, а также формирования произвольных форм поведения.

Репертуар предложенных в программе упражнений и заданий характеризует феномен психологической готовности ребенка к школьному обучению. Поэтому работа всегда актуальна.

Программа строится на использовании развивающих и диагностических методик, которые успешно можно применять в условиях детского учреждения.

5. Программа «Становление личности старшеклассников в процессе духовно-психологического просвещения» (автор – Л.В. Стрижкова) представляет опыт целенаправленного формирования психологической культуры старшеклассников, составляющими которой являются: освоение культуры психической деятельности и психологической грамотности, актуализация творческих ресурсов, развитие рефлексии.

Теоретический и практический материал программы тщательно подобран и отвечает задачам актуального и перспективного личностного развития старшеклассников. Методы, формы и средства обучения и воспитания соответствуют специфике изучаемой области, логичны и по сути своей являются развивающими.

В структуре программы содержится исследовательский компонент, включающий как диагностику усвоения знаний, так и диагностику развития личности.

6. Целевая комплексная программа «Детство без...» (авторы – Куропаткина и др.) посвящена проблеме антинаркотического воспитания. Авторами предложен перспективный подход профилактики наркомании через формирование психологической, валеологической культуры школьников, личностных смыслов и развитие интересов.

Цели, задачи, направления деятельности выбраны адекватно. В программе дается характеристика особенностей возрастного развития, указан ряд мероприятий и используемых заданий, представлен достаточно обширный список литературы по проблеме.

7. Программа «Социализация старшеклассников» (авторы – Т.А. Попова, Н.Э. Казакова) направлена на решение задач социального становления личности.

Программа представляет опыт работы крупного городского объединения, охватывающего несколько направлений деятельности (творческой, познавательной, досуговой, общения и др.) и большое количество подростков (более 200), строящего свою деятельность на принципах самоуправления и ответственной автономии.

Ценность программы определяется в том числе многолетней апробацией – более 30 лет, т. е. это реально работающая программа, вырастившая поколения молодых людей, часть которых сегодня участвует в работе объединения. Программа предельно конкретна, имеет четкую структуру и адекватный методический инструментарий.

Программа «Социализация старшеклассников» комплексная, она состоит из нескольких программ, обеспечивающих не только включение детей в различные виды деятельности, но и достижение в них определенных результатов.

8. Программа «Адаптация учащихся, отвергаемых классом, в социуме» (автор – С.И. Гелашвили) предназначена подросткам 13-16 лет. Представляет собой комплекс мер, направленных на организацию психологической поддержки подростков, оказавшихся «отверженными», и на восстановление ими разорванных эмоциональных связей со значимыми людьми, а также на повышение их социально-психологического статуса.

Просмотров: 4141
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
  • 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
  • Борисова Елена Михайловна (1945 – 2002)
  • Дьяченко Ольга Михайловна (1948 – 1998)
  • Матюшкин Алексей Михайлович (1927 – 2004)
  • Методы морального развития в дошкольной педагогике
  • Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
  • Образовательная программа
  • Образовательная программа школы
  • Основные понятия психологической подготовки
  • Основные функции педагогической деятельности
  • Педагогика высшей школы
  • Программа «Детский сад – дом радости»
  • Программа «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой
  • Программа «Золотой ключик»
  • Программа «Из детства в отрочество» (Т.Н. Доронова)
  • Программа «Радуга»
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
  • Программа «Содружество»
  • Программа «Я – Ты – Мы»
  • Профессиональная компетентность педагога
  • Профессиональные качества психолога
  • Психологическая помощь
  • Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
  • Социально-педагогические технологии
  • Технология ТРИЗ
  • Толстых Александр Валентинович (1953 – 1997)
  • Формы и методы работы психолога в процессе психологического сопровождения становления позитивной Я-концепции младшего школьника
  • Характеристика педагогической деятельности
  • Этапы обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь