Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.
Программа СБА ориентирована на подростков в возрасте 16-18 лет, обучавшихся по индивидуальным маршрутам на протяжении 5 лет, не усвоивших минимально необходимый уровень знаний, нуждающихся в дальнейшей всесторонней педагогической поддержке для адаптации в микросоциальной среде.
Каждый из учащихся, исходя из своих возможностей, уже проходил обучение по программе социально-бытовой ориентировки. Однако, неполное усвоение отдельных разделов программы не позволяет ребенку с комплексными нарушениями в развитии успешно адаптироваться в окружающем мире.
Основной задачей курса является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, а также формирования для каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных практических навыков.
Вместо ориентации на урок или комплексное коррекционное занятие, работа по реализации программы предусматривает нетрадиционную форму занятий – моделирование жизни семьи, где семья – это педагоги и учащиеся.
Необходимым условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения. Учащимся предлагается совместная с педагогами и сверстниками деятельность, как игрового, так и трудового характера, соответствующая уровню их развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность детей, пресекаются агрессивные отношения между ними. Оценка знаний и умений производится лишь по результатам индивидуальных достижений.
Особое внимание обращается на:
самостоятельность в элементарных хозяйственно-бытовых делах в семье,
посильную помощь семье в уборке, закупке продуктов,
умение ориентироваться в окружающей действительности,
умение организовывать свой досуг,
способность позаботиться о себе в отсутствии взрослых,
развитие речи (речевое общение, отражение в словах и фразах своих действий: от проговаривание того, что делает или будет делать, к речевому оформлению способов действий).
Программа является коррекционно-развивающей и предусматривает 4 этапа на протяжении 2 лет обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение программы является комплексным и подразумевает привлечение различных специалистов (педагогов, психологов, психиатров, медиков), а также лиц, близких к ребенку (родителей, членов семьи, друзей, соседей и пр.)
Помимо коррекционно-развивающего, программа несет в себе психодиагностический смысл. Наблюдая за динамикой развития каждого ребенка в течении 1-2 лет, специалисты составляют рекомендации по дальнейшему маршруту развития ребенка, определяют его «зону ближайшего развития».
I этап – ориентировочныйЗадачи 1-го этапа:
Определение начального уровня знаний, умений и навыков, полученных в предыдущие годы обучения, а также выявление уровня сформированности навыков практической деятельности учащихся для обеспечения жизни в семье.
Совершенствование психомоторики, закрепление простейших качественных связей и зависимостей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза, классификации и систематизации через специально организованные предметно-манипуляторные игры.
Составление индивидуальных маршрутов развития для каждого учащегося.
Условия для реализации:
Установление эмоционально-позитивного контакта с учащимися.
Ориентировка в обстановке помещения, правилах и нормах поведения.
Установление позитивных взаимоотношений в группе.
II этап – переход от предметно-манипуляторной игры к сюжетно-ролевойЗадачи 2-го этапа:
Формирование отношений учащихся с комплексными нарушениями развития с близкими взрослыми, т.е. коррекция межличностных отношений и общения, совместная деятельность в условиях проживания в семье.
Совершенствование навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков.
Совершенствование социально-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов.
Оперативный (ежемесячный) контроль за продвижением учащихся (в сентябре и октябре – еженедельный).
Условия реализации:
Совместные действия со взрослыми, формирование ролевого поведения.
Действия с определенным уровнем самостоятельности (с помощью, под контролем, с частичным контролем, самостоятельно).
III этап – переход к самостоятельным действиямЗадачи 3-го этапа:
Широкое использование продуктивных видов деятельности.
Обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, как при социально-бытовых, так и при микросоциальных контактах.
Сотрудничество с близкими к учащемуся людьми, перенос нового позитивного опыта, приобретенного учащимся, в реальную жизненную практику.
Условия реализации:
Выполнение действий по правилам.
Выполнение действий с самооценкой на основе сравнения с образцом (с помощью взрослых).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.