Программа «Радуга»

Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н. Дороновой. Рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей. По своим целям и задачам данная программа существенно не отличается от традиционной. Основными ценностями ориентирами она так же, как и традиционная, считает охрану и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного и своевременного психического развития, обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Однако в определении конкретных задач психического развития эта программа существенно отличается от традиционной.

Теоретической основой данной программы служит концепция А.Н. Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность. Для каждого возраста определены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольника. Так, к задачам развития деятельности относятся формирование мотивации разных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), формирование произвольности и опосредованности психических процессов, становление способности адекватно оценивать результаты деятельности и т.д. Задачи развития сознания – это расширение знаний ребенка о мире, знакомство со знаковыми системами, развитие воображения и логического мышления. Задачи развития личности предполагают воспитание уверенности в себе и самостоятельности, установление доверительных отношений и личных контактов со взрослыми, формирование отношений взаимопомощи и сотрудничества между сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости и т.д.

Программа построена по возрастному принципу и обеспечивает целостное поступательное развитие детей. Для каждого возраста определены главные психологические новообразования, на формирование и развитие которых направлена конкретная педагогическая работа. Например, для младшей группы (два-три года) таким новообразованием является развитие способности к целеполаганию, т.е. формирование представлений, предвосхищающих результат деятельности; для детей старшего дошкольного возраста (пять-шесть лет) – это умение владеть своим поведением и собственными психическими процессами (формирование произвольного внимания, памяти и т.д.). Развитие этих новообразований происходит в различных видах детской деятельности. Важнейшие виды деятельности дошкольника обозначены в программе цветами радуги (отсюда и название данной программы). Коротко остановимся на этих видах деятельности детей.

Красный цвет радуги символизирует физическое воспитание. Авторы считают, что физкультура обеспечивает здоровье ребенка и его радостное самоощущение. Дошкольник должен почувствовать радость от мышечных упражнений, полюбить двигательную активность и приобщиться к здоровому образу жизни. В специальном разделе программы содержатся рекомендации по закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе, формированию двигательных навыков. Предлагается примерный комплекс физических упражнений, соответствующий возрастным возможностям детей и обеспечивающий освоение двигательных навыков.

Оранжевый цвет символизирует ведущую деятельность дошкольника – игру. Ориентация на мотивы игры и преобладание в жизни детей игровой деятельности – такие акценты отличают эту программу. Активность и интерес детей к занятиям рекомендуется стимулировать игровыми мотивами: вводятся игровые кукольные персонажи, создаются воображаемые ситуации, проигрываются различные сюжеты и т.д. В специальном разделе программы «Играем с детьми» раскрывается важнейшее значение игровой деятельности для развития дошкольника, для формирования его положительного эмоционального самоощущения и даются методические рекомендации по организации игры детей.

Желтым цветом обозначены такие важные для дошкольного возраста виды деятельности, как рисование и творческий труд. Основу разделов по изобразительной деятельности составляет изучение народного творчества. Дети рассматривают и пытаются создавать деревянные и глиняные игрушки, керамическую посуду и др.

С зеленым цветом соотносится конструирование, которое открывает большие возможности для развития воображения, фантазии, целенаправленности и произвольности действий дошкольника.

Голубой цвет «окрашивает» занятия музыкального и пластического цикла.

Синий цвет символизирует то, что необходимо, как воздух, – развитие речи. В разделах «Ребенок и окружающий мир» и «Обучение родному и иностранному языку» занятия по развитию речи для разных возрастных групп составлены особенно тщательно и детально методически проработаны. Программа содержит множество интересных и полезных игр и занятий, направленных на развитие речи дошкольников. На этих занятиях необходимо не только расширять словарный запас и учить грамматически правильно строить речь, но и овладевать языком как средством общения (учить общаться со взрослыми и сверстниками, понятно излагать собственные мысли, уметь выслушать и понять другого).

Наконец, фиолетовый цвет символизирует занятия по развитию математических представлений. Авторы программы рекомендуют педагогам создавать на занятиях по математике атмосферу поддержки и доброжелательности, в которой ребенок не боялся бы сделать ошибку, высказать свое мнение, не боялся бы отстаивать свою точку зрения.

Кроме рекомендаций по содержанию деятельности и организации занятий, программа огромное внимание уделяет формированию взаимоотношений и общения детей со взрослыми. Опираясь на концепцию М. И. Лисиной, в которой движущей силой развития ребенка считается его общение со взрослым, авторы программы справедливо полагают, что полноценное воспитание и образование ребенка возможно только при наличии адекватных форм общения со взрослым и только в атмосфере доброжелательности. В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:

  • уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
  • создание условий для развития его индивидуальности;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • наличие «свободного педагогического пространства» для проявления индивидуальной активности как воспитателя, так и ребенка;
  • взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект-субъектного общения.

На реализацию данных принципов направлены многие педагогические установки, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, один и тот же педагог работает с детьми начиная с младшего возраста и до их выпуска из детского сада, что обеспечивает прочные индивидуальные контакты и психологический комфорт в группе.

Во-вторых, в каждой группе детского сада формируются свои особые традиции, среди которых, например, регулярные подарки всем детям (ленточки, открытки, сладости), акцент на уважении к личной собственности каждого ребенка (личные игрушки ребенка, принесенные из дома, не должны отбираться ни воспитателем, ни другими детьми), ежедневный рассказ воспитателя о достижениях каждого ребенка. Кроме того, проводятся традиционные еженедельные («Утро радостных встреч» – по понедельникам; «Сладкий вечер» – по средам и т.д.) и ежемесячные мероприятия (праздники для детей с родителями). Важной традицией детского сада является торжественное переселение детей из одной группы в другую – «Праздник новоселья», в котором самое активное участие принимают все дети.

В-третьих, возможность выбора как для воспитателя, так и для каждого ребенка. В режиме дня детского сада предусматривается наличие свободного времени, когда и воспитатель, и дети имеют возможность самостоятельно выбирать себе занятия. При выборе содержания занятий учитываются интересы и предпочтения детей. Учитывая традиции группы, воспитатель может самостоятельно выбирать формы деятельности детей, содержание музыкальных и литературных произведений, развлекательные мероприятия, направленные на психоэмоциональную разрядку детей, и т.д.

В-четвертых, программа «Радуга» позволяет удовлетворить потребность ребенка в свободной двигательной и игровой активности. Программа предлагает отказаться от обязательных фронтальных занятий и свести к минимуму те формы детской деятельности, которые требуют длительного пребывания в неподвижном состоянии.

Все это обеспечивает детям возможность радостно и счастливо «прожить» дошкольный период детства.

Программа «Радуга» детально методически проработана. Для каждой возрастной группы издается комплект пособий по каждому из направлений работы воспитателя. Пособия содержат перечень программных задач и методических рекомендаций. В настоящее время программа «Радуга» продолжает развиваться и обновляться. Так, в журнале «Дошкольное воспитание» систематически появляются новые материалы и методические разработки в помощь педагогам, работающим по данной программе.


Просмотров: 20338
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • «В мире прекрасного»
  • «В мире природы»
  • «Расту здоровым»
  • Активность общения
  • Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет)
  • Дьяченко Ольга Михайловна (1948 – 1998)
  • Изучение отношений между ребенком-дошкольником и воспитателем детского сада
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Л.В. Запорожец. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности
  • Методы морального развития в дошкольной педагогике
  • Наблюдения воспитателя за детьми
  • О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях
  • Особенности развития внимания у дошкольников
  • Педагогика Марии Монтессори
  • Проблемы формирования психологической культуры детей и подростков в системе дополнительного образования
  • Программа «Детский сад – дом радости»
  • Программа «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой
  • Программа «Дружные ребята»
  • Программа «Золотой ключик»
  • Программа «Из детства в отрочество» (Т.Н. Доронова)
  • Программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
  • Программа «Содружество»
  • Программа «Я – Ты – Мы»
  • Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов
  • Система «РОСИНКА»
  • Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)
  • Этапы обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь