Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога дошкольного учреждения

1.Общие положения

1. Кабинет психолога ДОУ представляет одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.

Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:

  • Помощь детям в обычных условиях
  • Помощь детям и их родителям в экстремальных условиях
  • Помощь детям с отклонениями в развитии

Адекватность и полноценность функционирования кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.

2. Контингент обслуживаемых детей кабинета – воспитанники ДОУ в обычных и экстремальных условиях.

Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоциональной сфере.

3. Основной задачей кабинета является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.

4. Основной принцип работы – индивидуальный подход к детям, что выражается в:

  • Поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей
  • Разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей
  • Выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях

5. Задачи и специфика работы кабинета психолога определяют целесообразность создания его на базе дошкольного учреждения, что обеспечивает регулярность посещения кабинета детьми данного ДОУ, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов.

6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами-психологами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими.

7.Руководство деятельностью кабинета психолога дошкольного учреждения осуществляется учебно-методческим центром окружного управления образования.

2. Направления деятельности и содержание работы кабинета психолога

Магистральное направление деятельности кабинета психолога – обеспечение оптимального психического и личностного развития детей – осуществляется на двух уровнях:

  • Актуальном /связан с решением злободневных проблем и задач, в частности, с профилактикой, диагностикой и коррекцией трудностей развития, обучения и воспитания, нарушениями их поведения и социальной адаптации; предполагается проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком в ситуации непосредственного контакта психолога и детей, когда проводится психологическое обследование и на его основе даются заключение, рекомендации и советы родителям, проводится когнитивное и поведенческое «лечение», коррекция нарушений поведения, общения, познавательной деятельности ребенка/
  • Перспективном /связан с решением проблем максимального содействия психическому и личностному развитию, разработкой прологированных развивающих и психокоррекционных личностно-ориентированных программ становления и развития индивидуальности ребенка с учетом специфики развития на каждом возрастном этапе; созданием программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии; предполагается вести работу опосредованно с теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасаться с ними в конктретных обстоятельствах обучения и воспитания /это педагоги, родители, сверстники/; Основными формами работы психолога здесь являются активные методы тренинга, консультации, лекции для педагогов и родителей, составление программ индивидуальной работы с ребенком.

Психологическая работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям:

  • Психопрофилактическая работа
    • формирование у педагогов, детей, родителей общей психологической культуры /лекции, беседы, тренинги/
    • своевременное предупреждение нарушений в становлении личности; развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка /периодическая психологическая диспансеризация и выделение детей группы риска/
    • оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учреждения /индивидуальная и групповая работа с детьми/
    • определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и коррекции
    • предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов /наблюдение за детьми группы риска, беседы с педагогами и родителями, участие в составлении расписания занятий, режима работы ДОУ/
    • создание благоприятного психологического климата в ДОУ через оптимизацию форм общения
  • Психодиагностическая работа
    • психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями
    • изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку
    • дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей раннего возраста, нарушений поведения /проводится совместно со специалистами соответствующего профиля/
    • диагностика характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения
    • диагностика проявлений последствий травматического стресса, сензитивности к нему
  • Развивающая и психокоррекционная работа
    • развитие личности в целом и отдельных его сторон
    • коррекция отклонений в психическом развитии
    • коррекция посттравматических нарушений с учетом специфики и типов травмирующих ситуаций
    • обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессовых реакций
  • Консультативная работа
    • консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания
    • проведение совместных консультаций для работников ДОУ с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми
3. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета психолога

Кабинет психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.

Ш.1. Психологическое обеспечение

Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствия для ребенка:

  • Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом ДОУ, доброжелательные межличностные воздействия детей и окружающих их взрослых
  • Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками
  • Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода /сензитивность, «зона ближайшего развития»/
  • Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода /интересы, склонности, способности/

Ш.2. Методическое обеспечение

Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств для решения задач работы кабинета. Важным является:

  • Быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме
  • Необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента
  • Выбор методик не связанных с громоздкой процедурой обработки – экспресс-методик, основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий
  • Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционлаьного перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции /ауди-видуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапиии терапии движением

Ш.3. Организационно обеспечение

Организационное обеспечение предполагает подготовку его оборудования, в том числе – методических материалов, документации и рекламы

3.1. Оборудование кабинета

Задачи работы кабинета и структуры его территории определяют следующую оснащенность его оборудованием.

3.2. Технические средства

  1. Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов
  2. Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей
  3. Компьютер

3.3. Методические материалы

  1. Кейс практического психолога /набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития/
  2. Набор игрушек и настольных игр /мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д./
  3. Набор материалов для детского творчества /строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей/
  4. Бибилиотека практического психолога
  5. Раздаточный материал для детей, родителей, учителей

3.4. Документация

  1. График работы
  2. Перспективный план работы
  3. Учебный план на неделю
  4. Журналы учета /первичного приема, посещаемости, групповых занятий с детьми, работы с родителями и педагогами/
  5. Бланки для регистрации результатов обследования /обобщенные на группу детей/

3.5. Мебель

  1. Рабочий стол для психолога
  2. Шкаф для пособий
  3. Рабочие места для детей
  4. Стулья
  5. Журнальный стол
  6. Кресла

3.6. Дополнительные средства для дизайна интерьера

  1. Цветы
  2. Клетки для птиц
  3. Аквариум
4. Требования к материально-техническому оснащению кабинета

Организация пространства

С учетом задач психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

  • Зона ожидания приема /в оформлении рекомендуется использовать цветы, картины; на стенах не должно быть никаких плакатов медицинского содержания/
  • Зона первичного приема и беседы с клиентом /рабочий стол; картотека с данными о клиентах /детях, педагогах, родителях/; закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним; шкаф, где размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для обследования
  • Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно/журнальный столик, кресла/. Все это должно создать обстановку уюта, защищенности, способствует открытому доверительному общению
  • Зона игровой терапии /мягкое покрытие пола, передвижная мебель, игрушки, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками
  • Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения /свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, возможность перемонтировки подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформация пространства с помощью временных перегородок/
5. Описание перечня методического обеспечения

Исходя из принципа «ребенок прежде всего», материалы систематизируются следующим образом:

Клиент – ребенок

Блок 1 Материалы для взаимодействия психолога и педагога /выявление проблем ребенка глазами педагога/

  • Анкеты для выявления проблемных и трудных детей
  • Анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей
  • Педагогическая карта для регистрации наблюдений за развитием личности ребенка /Т.Юферева/
  • Карта наблюдений Д.Стотта для программированного наблюдения за адаптацией ребенка /адаптированный вариант/

Блок 2 Материалы для взаимодействия психолога и родителей /выявление проблем ребенка глазами родителей, изучение детско-родительских отношений/

  • Анкеты по изучению развития ребенка
  • Анкеты готовности ребенка к школе
  • Тест-опросник родительского отношения /А.Варга, В.Столин/
  • Опросник АСВ /анализ семейного воспитания/Э.Эйдемиллер

Блок 3 Материалы для психодиагностической работы с детьми /диагностика познавательного развития, диагностика нарушений эмоционально-личностного развития/

Раздел 1-ситсема методик для определения степени готовности ребенка к обучению в школе

  • Ориентировочный тест Керна-Йирасика по определению школьной зрелости
  • Методика определения ведущего типа мотивации /Н.Белопольская/
  • Задания для проверки речемыслительной деятельности /С.Шаховская/
  • Графический диктант
  • Методика определения умственной работоспособности

Раздел 2 –система методик для анализа успешности обучения и выявления причин его затруднений

  • Анкета для определения школьной мотивации /Н.Лускалова/
  • Таблицы для диагностики буквенного гнозиса /А.Лурия/
  • Диагностические диктанты /слуховые, зрительные/
  • Методика определения самооценки /модификация В.Шур/
  • Социометрия и оценка группы
  • Задания на исследования творческих возможностей ребенка
  • Тест «Нарисуй человека» /сокращенный вариант в адаптации И.Демидовой/
  • Тест «Рисунок семьи» /Г.Хоментаускас/

Блок 4 Материалы обобщения результатов работы психолога, отчетности и нормативные документы

  • Карта психологического обследования ребенка
  • Речевая карта
  • Психологический профиль группы
  • Психологический профиль группы детей, поступающих в первый класс
  • Схема первичного анализа социально-психологической ситуации в группе детей
  • Бланк регистрации результатов комплексного обследования детей
  • Функциональные обязанности психолога ДОУ
  • График нагрузки психолога
  • Продолжительность различных видов работы психолога
  • Бланк протокола обследования

Клиент – педагог ДОУ

Блок 5 Набор методик для работы с педагогом как клиентом. Его применение дает возможность оценить индивидуальные особенности личности педагога /эмоционально-волевую сферу, степень психологической устойчивости и тревожности личности, сферу межличностных отношений и особенности поведения в различных ситуациях общения/

  • Методика определения типологии личности /по К.Юнгу/
  • Методика «Типовое состояние» /адаптированный вариант Э.Эйдмиллера/
  • Тест- опросник для определения уровня самооценки
  • Тест дифференцированной самооценки функционального состояния /САН В.Доскин, Н.Лаврентьева и др./
  • Методика «Самооценка психических состояний»
  • Методика оценки личностной тревожности /шкала Спилберга/
  • Опросник эмпатических тенденций /А.Меграбян/
  • Опросник способности к самоуправлению в общении
  • Методика изучения коммуникативного контроля /тест М.Шнайдера/
  • Тест Томаса /определение стиля поведения в ситуациях разногласия и конфликтов/

Просмотров: 9438
Категория: ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГА




Другие новости по теме:

  • «Расту здоровым»
  • Введение
  • Диагностика детско-родительских отношений
  • Документация школьного психолога
  • Дьяченко Ольга Михайловна (1948 – 1998)
  • Индивидуальный режим работы психолога-консультанта
  • Кабинет психолога образования
  • Калмыкова Зинаида Ильинична (1914 – 1993)
  • Карта психологического изучения ребенка
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Обеспечение кабинета детского психолога
  • Обследование аутичных детей
  • Основные функции педагогической деятельности
  • Особенности коррекционно-развивающей работы
  • Паспорт пространства развития ребенка в семье
  • Педагогика Марии Монтессори
  • Проблемы формирования психологической культуры детей и подростков в системе дополнительного образования
  • Профилактическая работа психолога-консультанта с клиентом
  • Психологическая служба в детском дошкольном заведении
  • Психологический инструментарий по работе с младшими школьниками
  • Психологический инструментарий по работе с подростками
  • Психологический кабинет
  • Психолого-педагогический профиль
  • Реабилитационные социально-педагогические технологии
  • Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
  • Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
  • Тесты для обследования детей (индивидуальная психодиагностика)
  • Формы и методы работы психолога в процессе психологического сопровождения становления позитивной Я-концепции младшего школьника
  • Экзаменационные вопросы по психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь