Сенсорно-перцептивная сфера

к оглавлению

3.3.1. Сенсорно-перцептивная сфера

По данной шкале наблюдается и оцениваются способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны, их свойства и отношения. К таким сенсорным эталонам можно отнести цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр. Педагог, психолог и другие эксперты оценивают насколько ребенок владеет сенсорными эталонами цвета, формы, величины, знает ли он пространственные направления, способен ли он ориентироваться в пространстве.

Низкий уровень (0-2)

Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.

Средний уровень (3-5)

Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

Высокий уровень (6-8)

Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, Когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.

Очень высокий уровень (9-10)

Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету – полутонам и оттенкам, форме – гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.

В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.

Восприятие цвета Оценка:
  • «0» – полностью выключенная сенсорная система.
  • «1» – ребенок воспринимает мир в цвете.
  • «2» – ребенок понимает разницу между цветами.
  • «3» – ребенок узнает и различает 4 основных цвета – красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно какой это цвет).
  • «4» – ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-х цветного ряда.
  • «5» – ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.
  • «6» – ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.
  • «7» – ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки – оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.
  • «8» – понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.
  • «9-10» – не актуально для «особого» ребенка.
Восприятие формы и величины Оценка:
  • «0» – полностью выключенная сенсорная система.
  • «1» – ребенок не понимает различие предметов по форме и величине
  • «2» – ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности
  • «3» – ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода) может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.
  • «4» – ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различает понятия «большой», « маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.
  • «5» – ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов (круг, квадрат, треугольник) в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов (3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одинаковые по величине.
  • «6» – ребенок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.
  • «7» – ребенок может различать и называть сложные формы – овал, многоугольник. Знает объемные формы – цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.
  • «8» – соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине.
  • «9-10» – не актуально для «особого» ребенка.
Ориентация в пространстве Оценка:
  • «0» – полностью выключенная сенсорная система.
  • «1» – ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).
  • «2» – ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди – сзади, справа – слева), не использует эти понятия в своей деятельности.
  • «3» – ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.
  • «4» – ребенок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.
  • «5» – ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигаться в этом направлении.
  • «6» – ребенок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади – шкаф, справа – окно, слева – дверь).
  • «7» – ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.
  • «8» – соответствует свободному ориентированию в пространстве.
  • «9-10» – не актуально для «особого» ребенка.

Просмотров: 13211
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • «Назови слова»
  • Анкета для родителей по выявлению уровня знаний о ребенке
  • В чем своеобразие проявления чувства комического и прекрасного у дошкольников?
  • Диагностика развития речи
  • Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу
  • Игровая терапия
  • Исследование сенсорной сферы новорожденных и сенсомоторных особенностей грудных детей
  • Как должен вести себя взрослый когда ребенок выбрасывает игрушки из манежа?
  • Как и в каких формах у дошкольников проявляется сочувствие к другим людям?
  • Методика «Как спасти зайку»
  • Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.
  • Методика педагогического обследования ребенка с нарушением интеллекта (четвертого года жизни)
  • Обследование зрительного внимания у ребенка раннего возраста
  • Особенности детского рисунка
  • Отношение к игрушкам у детей раннего возраста
  • Процедура обследования
  • Психомоторное развитие
  • Речь
  • Сенсорные эталоны
  • Слышит ли новорожденный ребенок?
  • Содержание обследования состояния сенсорной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
  • Социально-бытовая адаптация
  • Технологии развивающего обучения
  • Трудовые умения и навыки
  • Узнает ли себя ребенок в зеркале?
  • Формирование представлений о цветах у детей раннего возраста
  • Цветовой тест Люшера (Для детей 8-14 лет)
  • Что делать, если ребенку хочется, чтобы терапевт поиграл с ним в Угадайку
  • Что делать, если ребенок говорит, что вы разговариваете чудно
  • Я - концепция и характер



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь