|
Содержание обследования состояния сенсорной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюИсследование особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью – составная часть комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка, которое проводится в соответствии с существующими нормативами. Особенности сенсорно-перцептивного развития целесообразно изучать в два этапа. На первом этапе проводится наблюдение за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов (проводит воспитатель), а на втором – индивидуальный психолого-педагогический эксперимент (проводит учитель-дефектолог, педагог-психолог). Основными задачами наблюдения за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов являются:
В ходе наблюдении за режимными моментами изучаются:
Наблюдение за свободной деятельностью детей проводится в игровом уголке в процессе их деятельности с сюжетными и дидактическими игрушками. Задачи наблюдения: выявление наличия самостоятельной деятельности детей и выявление уровня развития действий с игрушками. Наблюдение за деятельностью детей в процессе проведения режимных моментов, на занятиях и в ходе самостоятельной деятельности позволяет определить оптимальное содержание и условия проведения психолого-педагогического эксперимента. Изучение особенностей сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста на втором этапе проводится учителем-дефектологм и (или) педагогом-психологом в ходе индивидуального психолого-педагогического эксперимента и состоит из нескольких серий заданий. Первая серия включает задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек. Вторая серия экспериментов направлена на изучение особенностей восприятия цвета в процессе предметной деятельности и элементарного конструирования. Третья серия имеет своей целью выявить знание эталонов основных геометрических форм и тел, а также особенности действий по обследованию пространственных характеристик предметов в процессе выполнения предметных действий и элементарного конструирования. Заключительная, четвертая, серия направлена на выявление представлений детей дошкольного возраста о величине предметов в процессе выполнения предметных действий и действий с дидактической игрушкой. Таким образом, совокупность заданий в четырех сериях позволяет получить необходимые сведения как об условиях, в которых формируется сенсорная сфера детей, так и о возможностях усвоения ими сенсорных эталонов. Первая серия. Задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушекДанные задания представляют собой адаптированный вариант методики исследования восприятия детей раннего возраста Г.А. Урунтаевой. В предлагаемых заданиях особенности восприятия и обследовательские действия изучаются в ходе специфических и неспецифических манипуляций, производимых ребенком. Материал для исследования: две одинаковые игрушки-погремушки (шарики на ручке); пластмассовые машинки, отличающиеся по цвету (белая и красная); резиновые игрушки – кенгуру, отличающиеся по размеру (соотношение 1:3); шар и куб, одинаковые по цвету и размеру. Задание 1Цель данного задания: выявление реакции ребенка на зрительно воспринимаемый объект. Ребенку показывают погремушку на расстоянии 30 см от его глаз. Если он не захватывает игрушку, то ее вкладывают ему в правую руку с целью изучения и установления роли моторного компонента в активизации обследовательских действий. В случае отсутствия реакции ребенка взрослый медленно перемещает незвучащую погремушку на уровне глаз ребенка и на расстоянии 30 см от них от одного края стола до другого со скоростью примерно 5 см в секунду для изучения реакций на движущийся объект. Задание 2Цель данного задания: выявление влияния подключения дополнительного анализатора (в данном случае слухового) на интенсивность и качество ориентировочных действий. Такую же, но озвученную погремушку взрослый показывает ребенку как и в первом задании, но через каждые 30 секунд встряхивает ее по 5 секунд. В том случае, если введение дополнительного признака не побуждает ребенка к реагированию, задание продолжается аналогично второй части первого задания, но с озвученной игрушкой. При этом первые 5 секунд взрослый проводит пассивные движения правой рукой ребенка с целью заставить звучать игрушку. Эта часть задания имеет своей целью выявить значение комплексных воздействий для побуждения дошкольника с интеллектуальной недостаточностью к совершению обследовательских действий. Задание 3Цель задания: выявление возможности самостоятельного фиксирования различий предметов по величине. Ребенку показывают две пластмассовые машинки одновременно, расстояние между ними 5 см. Предполагается, что дети могут установить различие предметов по цвету путем приближения их друг к другу и указать на это экспериментатору. Задание 4Цель задания: выявление у детей наличия обследовательских действий, направленных на восприятие предметов разной величины. Ребенку предъявляют две геометрические формы (шар и куб), расстояние между которыми 5 см. Предполагается, что различие предметов по форме будет замечено детьми и вызовет их действия в соответствии с формами; возможно также указание детей на эти отличия жестом, словесное их обозначение. Задание 5Цель задания: выявление у обследуемых детей наличия обследовательских действий, направленных на восприятие предметов разной величины. Показывают две игрушки – кенгуру одновременно. Расстояние между ними 5 см. Предполагается, что различие предметов по величине может побудить ребенка к их сопоставлению, примериванию, а также к указанию на различие. Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика детей Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|