Математика и умственно отсталые дошкольники

Занятия по формированию элементарных математических представлений

Первые математические представления формируются у детей на основе практической деятельности с множествами. Малыши уже на втором году жизни начинают отличать один предмет от группы предметов, понимать смысл слов много и мало. К трем годам дети усваивают понятие отрезок ряда натуральных чисел, как правило, в пределах трех. Развивается умение выделять признак количества предметов независимо от других их свойств и качеств. Весь преддошкольный период является по сути пропедевтическим для усвоения математических знаний в дошкольном детстве, а затем и в начальной школе. Этот период оказывается упущенным для умственно отсталых детей, потому что их развитие с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей: для них характерны пониженный интерес, а подчас и безразличие к окружающему; общая патологическая инертность; отсутствие внимания к игрушкам и другим предметам ближайшего окружения. Чрезвычайно поздно появляются первые действия с предметами – хватание и манипуляции.

В преддошкольном возрасте умственно отсталые дети не понимают функционального назначения предметов. Их действия с ними стереотипны, нецеленаправленны (стучат об пол, грызут, раскидывают по комнате) Дети не удерживают взгляд на предметах, не рассматривают их.

Ориентировка на свойства предметов отсутствует. А раз предметная деятельность не возникает, значит, и сенсорный и практический опыт не накапливается, что значительно затрудняет - или делает почти невозможным – усвоение математических представлений в раннем возрасте. В результате к моменту поступления в специальный детский сад (четвертый и пятый год жизни) дети характеризуются недоразвитием, а часто и полным отсутствием элементарных математических представлений. Для них типичны явная недостаточность представлений о количественных отношениях, счете, форме и величине предметов, пространстве и времени; низкий уровень развития зрительного восприятия; трудности при выделении и группировке предметов по качественному признаку: отсутствие интереса к решению познавательных задач; равнодушное, а иногда и негативное отношение к занятиям. Приняв задание, они в любой момент могут отказаться от его выполнения.

Речевые средства, которыми владеют младшие умственно отсталые дошкольники, недостаточны для их полноценного общения с окружающими.

С учетом этого одной из первоочередных задач начального этапа коррекционной работы является установление с такими детьми личностного эмоционально положительного контакта и делового сотрудничества. С этой целью широко применяются различного рода игровые задания, сюрпризные моменты. Игрушки используются для того, чтобы привлечь внимание детей к выполнению заданий. Перед детьми ставятся игровые задачи («Поиграть с куклой», «Помочь кукле» и т.п.), но, выполняя их, они решают познавательные задачи – различают и выделяют предметы по образцу, создают группы одинаковых предметов по образцу и др. Максимальное использование предметно-практических действий и игровых приемов заинтересовывает и активизирует малышей, дает педагогу возможность наладить с ними деловое сотрудничество, сформировать интерес к занятиям. Детям особенно нравится, когда игрушка (кукла, зайчик) их «хвалит», «обнимает»: это повышает внимание, активность, желание, выполнять задания.

В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта все обучение носит наглядно-практический характер, т.е. математические представления они усваивают, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами.

Осуществляя действия по подражанию, дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие: выбор необходимого предмета, способы деятельности с ним и последовательность выполнения действий – дается в готовом виде. Однако на первых порах даже выполнение заданий по подражанию может вызывать трудности, поэтому довольно часто приходится прибегать к совместным действиям: педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. (Совместные действия используются в самом начале обучения, а в дальнейшем – при формировании новых навыков и выполнении сложных заданий.) Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем по словесной инструкции.

Первоначально все задания, предлагаемые на занятии, должны иметь как вербальную, так и невербальную форму выполнения: многие воспитанники специальных дошкольных учреждений недостаточно владеют речью или практически не владеют ею. Дети должны иметь возможность наблюдать речевое поведение взрослого и подражать ему. Выполняя какие-либо действия, педагог сопровождает их речью, а также дает словесный отчет о проделанных действиях. Кроме того, опыт действий ребенка вначале четко фиксируется в речи педагога, а затем и в собственных высказываниях ребенка. Используемый дефектологом прием комментирующей речи собственных действий и действий детей подготавливает их к овладению активной речью.

Развитию речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений должно уделяться большое внимание, так как четкие представления формируются только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Если же речь у ребенка не появляется, то отрабатываются невербальные формы выражения – жесты, мимика, интонация. В процесс обучения нужно активно подключать руку как важнейшее средство познавательного развития умственно отсталых детей. Движения руки (ощупывание, обведение по контуру) способствуют точности восприятия - рука учит глаз. При формировании представлений большой – маленький, длинный – короткий, пустой – полный, много – мало и др. ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно-двигательное восприятие так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.

В первые месяцы обучения используется только объемный наглядный дидактический материал (игрушки, предметы). Работать с плоскостными предметными изображениями и картинками нельзя: умственно отсталые дети часто не узнают предметы, изображенные на картинках, тем более не понимают, какие действия они совершают. (В специальном детском саду на занятиях по изобразительной деятельности, в дидактических играх и т.д. детей специально учат воспринимать изображения, соотносить их с реальными предметами и действиями.) Кроме того, многие умственно отсталые дети имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики - движения их рук неловкие, они с трудом берут плоскостной материал, часто портят его, сжимая в руке. С учетом этого плоскостные игрушки и пособия начинают использовать примерно через месяц-полтора после начала занятий. Это должны быть четкие, красочные изображения хорошо знакомых детям предметов (мячики, елочки, грибочки), выполненные на твердом картоне.

Просмотров: 16563
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • Алгоритм составления индивидуальной коррекционной программы для ребенка с нарушением интеллекта
  • Восприятие ребенка раннего возраста
  • Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой
  • Занятие 18. «Магазин игрушек»
  • Занятие 5. «Прогулка в осеннем лесу»
  • Использование сказкотерапии
  • Методика «Как спасти зайку»
  • Методика «Четвертый лишний»
  • Методика педагогического обследования ребенка с нарушением интеллекта (четвертого года жизни)
  • Методы определения ведущей руки
  • Обследование зрительного внимания у ребенка раннего возраста
  • Основные закономерности формирования понятий у детей
  • Отношение к игрушкам у детей раннего возраста
  • Программа «Золотой ключик»
  • Программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • Программа Самочувствие
  • Программа Это Я
  • Работа с глиной
  • Работа с песком
  • Работа с тестом
  • Решение математических задач у дошкольников
  • Сенсорно-перцептивная сфера
  • Сенсорные эталоны
  • Содержание обследования состояния сенсорной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
  • Театральные занятия в старшей группе
  • Тест «Сделаем вместе»
  • Тест «Я в детском саду»
  • Тест специальных способностей «Куб линка»
  • Технология ТРИЗ
  • Тренировка восприятия «Геометрия»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь