Тест специальных способностей «Куб линка»

Предназначен для оценки наблюдательности, пространственных представлений, способностей к анализу и синтезу материала, умения находить и формулировать закономерности (приемы сложения куба), психомоторики испытуемого. Методика позволяет также судить и о степени сообразительности при решении простейшей конструктивной задачи.

Стимульный материал представляет собой 27 кубиков, окрашенных в три цвета (красный, зеленый, желтый). Задача испытуемого составить из них один большой куб, так, чтобы каждое его ребро состояло (по размеру) из трех кубиков. Он должен быть со всех сторон одного цвета. Последовательно составляются три больших куба различного цвета. Данная методика является тестом скорости, поэтому время выполнения каждой попытки строго фиксируется.

Когда исследуемый немного не закончил в третий раз складывать куб, экспериментатор временно останавливает задание и оставляет исследуемого не занятым никаким делом. В тоже время осуществляя скрытое наблюдение за поведением испытуемого. Данный прием может быть использован для оценки уровня притязаний, степени настойчивости и, связанных с этим черт характера испытуемого.

Процедура обследования: Исследуемый должен из 27 кубиков сложить куб, все шесть граней которого были бы одноцветными. Отдельные кубики раскрашены с таким расчетом, что, пользуясь одинаковыми приемами, можно сложить красный, зеленый или желтый куб.

Поскольку на кубиках нет ни одной лишней грани каждого цвета, куб можно сложить только при правильном использовании кубиков. Кубики с тремя гранями заданного цвета (таких кубиков 8) следует употреблять только для вершин трехгранных углов куба, кубики с двумя гранями заданного цвета (таких кубиков 12) – только для середины двенадцати ребер куба. Кубики с одной гранью, окрашенной в данный цвет (таких кубиков 6), должны быть использованы для середины граней; единственный кубик, не имеющий ни одной грани данного цвета, надо положить в центр куба.

Инструкция испытуемому: «Перед вами лежат 27 кубиков, окрашенных в три цвета. Вы должны сложить из них один большой куб так, чтобы каждое его ребро состояло из трех кубиков. (Показать большой куб.) Этот большой куб должен со всех сторон быть зеленым (желтым, красным). Его нижняя сторона, обращенная к столу, также должна быть зеленая; ни одна зеленая грань ни одного из маленьких кубиков не должна попасть внутрь куба, иначе вы одноцветного куба не сложите. Вы должны стараться сложить куб как можно быстрее. Все ясно? (Ответить на вопросы.) Приготовьтесь. Начинайте!»

После того как исследуемый сложил зеленый куб, экспериментатор рассыпает его и говорит: «Хорошо, теперь, стараясь еще быстрее, сложите красный куб». В третий раз предлагается сложить желтый куб. Если исследуемый не смог сложить куб за 15 мин, экспериментатор ему показывает, как надо это сделать и, рассыпав куб, предлагает сложить повторно, но уже другого цвета (красного или желтого).

Когда исследуемый немного не закончил в третий раз складывать куб (осталось два-три кубика), экспериментатор отодвигает куб в сторону и говорит: «Ну, довольно». После этого оставляет исследуемого не занятым никаким делом. Некоторые исследуемые легко и полностью переключаются и спокойно ждут следующего задания: другие же испытывают потребность продолжить сложение куба или даже пытаются по своей инициативе закончить задание.

Примечание: Тест выполняется на скорость, поэтому необходимо иметь секундомер.

Стимульный материал.
  1. Набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены в красный, зеленый и желтый цвета по следующему расчету (см. табл. 1).

    Три грани кубика, окрашенные в один цвет, должны составлять трехгранный угол, примыкать к одной вершине. Две грани кубика, окрашенные в один цвет, должны составлять двугранный угол (иметь общее ребро).

  2. Куб с длиной ребра 12 см.
Таблица 1
Количество кубиков Количество окрашенных граней
красных зеленых желтых
1 3 3 0
1 3 0 3
1 0 3 3
3 3 2 1
3 3 1 2
3 1 3 2
3 2 3 1
3 1 2 3
3 2 1 3
6 2 2 2
Обработка результатов:

При наблюдении за действиями исследуемого надо выявить оттенки поведения, отметив следующее:

  1. была ли стадия «проб и ошибок» и насколько она была длительной; наблюдалось ли возвращение к ней на более поздних этапах, когда, казалось бы, закономерность действий исследуемым понятна;
  2. сразу ли исследуемый осознал принцип решения или путем частичных догадок;
  3. понял ли, сложив первый куб, по каким правилам надо действовать, или собирал второй куб более или менее случайно и допустил те же самые ошибки.
При опросе следует установить:
  1. может ли исследуемый сформулировать правила, как надо решать данную задачу;
  2. что он может рассказать о том, как выполнял задание.

Количественные показатели - время выполнения задания при первом, втором и третьем сложении куба.

В проведенных экспериментах при первом сложении куба наилучший результат был 3 мин 10 с, наихудший – 18 мин 5с. При втором – наилучший – 1 мин 5с, наихудший – 11 мин 35с.


Просмотров: 3666
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы




Другие новости по теме:

  • Влияет ли одежда на внутреннее состояние?
  • Лучше подчеркнуть достоинства
  • Математика и умственно отсталые дошкольники
  • Методика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми»
  • Методика «Изучение переключения внимания»
  • Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
  • Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной
  • Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.
  • Методика «Цветодиагностика эмоциональных состояний»
  • Методика педагогического обследования ребенка с нарушением интеллекта (четвертого года жизни)
  • Описание заданий раздела 8 и образцы решений Тест структуры интеллекта (TSI) Амтхауэра
  • Правила написания текстов рекламы
  • Психология цвета в рекламе
  • Сенсорно-перцептивная сфера
  • Содержание обследования состояния сенсорной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
  • Тест «Палитра чувств»
  • Тест «установление закономерностей»
  • Тест цветоуказания неудовлетворенности собственным телом
  • Технология развивающих игр Б.П. Никитина
  • Формирование представлений о цветах у детей раннего возраста
  • Хроматофобия
  • Цвет одежды, как фактор, влияющий на восприятие партнеров
  • Цветовой тест Люшера (Для детей 8-14 лет)
  • Цветовой тест М. Люшера – 3.2. Оценка «рабочей группы» цветов
  • Цветовой тест М. Люшера – Введение
  • Цветовой тест М. Люшера – Обработка данных тестирования
  • Цветовой тест М. Люшера – Обработка данных тестирования – Выделение компенсации и тревог
  • Цветовой тест М. Люшера – Процедура тестирования – Комментарии и рекомендации
  • Цветовой тест М. Люшера – Процедура тестирования – Порядок обследования в цветовом тесте
  • Эрейтофобия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь