Цветовой тест М. Люшера – Введение

содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Введение

Отношение к цветовой методике Макса Люшера весьма неоднозначно. В кругу психодиагностов, психологов-исследователей методика пользуется большой и к тому же постоянно растущей популярностью. Основанием для этого являются следующие моменты: быстрота тестирования; полная закрытость от испытуемого того психологического содержания, которое фиксируется методикой; возможность многократных ретестирований; полная независимость методики от половых, возрастных и образовательных особенностей испытуемого; независимость методики от точности самооценки испытуемого, его способности точно вербализовать самооценку. За цветовой тест говорит также в большинстве случаев согласие испытуемых и экспертов, хорошо знающих этих испытуемых, с результатами тестирования.

С другой стороны, в кругу психологов – научных работников отношение к цветовому тесту преимущественно отрицательное. Такое отношение имеет под собой достаточно веские основания: ни в одном из руководств к цветовому тесту даже не упоминаются процедуры валидизации и проверки надежности работы теста; чисто качественный характер оценки результатов тестирования затрудняет их использование в прикладных и научных исследованиях; предлагаемые М. Люшером способы обработки и оценки данных тестирования содержат неточности, позволяющие интерпретировать одни и те же данные прямо противоположным образом по произволу экспериментатора; оценки цветовых предпочтений испытуемого даются в настолько общем виде, что с ними трудно, в целом, не согласиться. Все это делает работу с цветовым тестом похожей на гадание.

Полный тест М. Люшера состоит из трех субтестов. В самом общем виде, в первом субтесте испытуемый высказывает свое отношение к оттенкам серого цвета; во втором – к восьми разным цветам (четыре основных и четыре дополнительных); в третьем – к основным цветам, а также к оттенкам основных цветов. В психодиагностической практике чаще всего используется второй субтест. В нем оптимально сочетаются простота процедуры тестирования, информативность его результатов, психологическая понятность перевода реакций испытуемого в оценки его психофизиологических особенностей. Применение цвета в качестве стимульного материала в рамках психодиагностики не является чем-то неординарно новым. Достаточно вспомнить «цветовой шок» в методике Роршаха, Струп-тест, черно-красные таблицы Горбова-Шульта, цветовые пирамиды Пфистера и т.д. Главной заслугой М. Люшера, по нашему мнению, следует считать введенный им критерий реагирования на цвет: «нравится – не нравится». Благодаря этому критерию реакция испытуемого на цвет вышла из традиционной области восприятия цвета, цветового зрения и включила в себя более сложный, «отношенческий», личностный контекст.

Ядром концепции М. Люшера служит утверждение о том, что все люди (и шире – живые организмы) живут и действуют в примерно одной и той же цветовой среде. Поэтому ряд типовых жизненных ситуаций происходит при доминировании тех или иных цветовых тонов. Так, например, синий цвет неба мы видим в подавляющем большинстве случаев, будучи пассивными и бездеятельными; красный цвет (огонь, кровь, зрелая пища и т.д.), как правило, сочетается с высокой активностью субъекта и т.д.

Постоянное сочетание определенных цветов с типовыми жизненными ситуациями по законам высшей нервной деятельности приводит к ассоциированию цвета как элемента жизненной ситуации и психофизиологического состояния, энергомобилизованности, поведения, стимулируемых данной ситуацией. При наличии таких ассоциаций доминирование в поле зрения какого-либо цвета неизбежно должно восприниматься нервной системой как сигнал определенной жизненной ситуации и вызывать психофизиологические перестройки, подготавливающие организм к столкновению с этой ситуацией.

Ассоциативный, сигнальный смысл цвета назван М. Люшером «структурой цвета», которую он понимает как значение цвета, не зависимое от отношения к нему испытуемого.

Если сигнальное значение цвета совпадает с возможностями и ведущей установкой организма, то цвет субъективно оценивается приятным. Если его рефлекторное влияние противоречит возможностям и установке, он становится неприятным, отвергается.

Таким образом, в реакции на цвет интегрируются две переменные: относительно устойчивое, надиндивидуальное воздействие цвета на организм и степень готовности организма к восприятию данного воздействия.

И поэтому отношение испытуемого к цвету есть ни что иное, как отношение к рефлекторному влиянию данного цвета на организм.


Просмотров: 5457
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Проективные методики




Другие новости по теме:

  • Адаптивное тестирование
  • Валидность очевидная
  • Валидность экологическая
  • Использование цвета в тесте «Красивый рисунок»
  • Лучше подчеркнуть достоинства
  • Методика «Изучение переключения внимания»
  • Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
  • Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.
  • Методика «Цветодиагностика эмоциональных состояний»
  • Мотивационные искажения
  • Психология цвета в рекламе
  • Сенсорно-перцептивная сфера
  • Тест «Палитра чувств»
  • Тест специальных способностей «Куб линка»
  • Тест цветоуказания неудовлетворенности собственным телом
  • Тесты достижений
  • Тесты интеллекта
  • Формирование представлений о цветах у детей раннего возраста
  • Цвет одежды, как фактор, влияющий на восприятие партнеров
  • Цветовой тест Люшера (Для детей 8-14 лет)
  • Цветовой тест М. Люшера
  • Цветовой тест М. Люшера – 3.2. Оценка «рабочей группы» цветов
  • Цветовой тест М. Люшера – 3.3. Оценка конфликтов внутриличностного плана
  • Цветовой тест М. Люшера – Качественная характеристика результатов тестирования
  • Цветовой тест М. Люшера – Обработка данных тестирования
  • Цветовой тест М. Люшера – Обработка данных тестирования – Выделение компенсации и тревог
  • Цветовой тест М. Люшера – Оценка выделенных групп цветов
  • Цветовой тест М. Люшера – Процедура тестирования – Комментарии и рекомендации
  • Цветовой тест М. Люшера – Процедура тестирования – Порядок обследования в цветовом тесте
  • Цветовой тест отношений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь