|
Цветовой тест М. Люшера – Введение
содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Введение
Отношение к цветовой методике Макса Люшера весьма неоднозначно. В кругу психодиагностов, психологов-исследователей методика пользуется большой и к тому же постоянно растущей популярностью. Основанием для этого являются следующие моменты: быстрота тестирования; полная закрытость от испытуемого того психологического содержания, которое фиксируется методикой; возможность многократных ретестирований; полная независимость методики от половых, возрастных и образовательных особенностей испытуемого; независимость методики от точности самооценки испытуемого, его способности точно вербализовать самооценку. За цветовой тест говорит также в большинстве случаев согласие испытуемых и экспертов, хорошо знающих этих испытуемых, с результатами тестирования. С другой стороны, в кругу психологов – научных работников отношение к цветовому тесту преимущественно отрицательное. Такое отношение имеет под собой достаточно веские основания: ни в одном из руководств к цветовому тесту даже не упоминаются процедуры валидизации и проверки надежности работы теста; чисто качественный характер оценки результатов тестирования затрудняет их использование в прикладных и научных исследованиях; предлагаемые М. Люшером способы обработки и оценки данных тестирования содержат неточности, позволяющие интерпретировать одни и те же данные прямо противоположным образом по произволу экспериментатора; оценки цветовых предпочтений испытуемого даются в настолько общем виде, что с ними трудно, в целом, не согласиться. Все это делает работу с цветовым тестом похожей на гадание. Полный тест М. Люшера состоит из трех субтестов. В самом общем виде, в первом субтесте испытуемый высказывает свое отношение к оттенкам серого цвета; во втором – к восьми разным цветам (четыре основных и четыре дополнительных); в третьем – к основным цветам, а также к оттенкам основных цветов. В психодиагностической практике чаще всего используется второй субтест. В нем оптимально сочетаются простота процедуры тестирования, информативность его результатов, психологическая понятность перевода реакций испытуемого в оценки его психофизиологических особенностей. Применение цвета в качестве стимульного материала в рамках психодиагностики не является чем-то неординарно новым. Достаточно вспомнить «цветовой шок» в методике Роршаха, Струп-тест, черно-красные таблицы Горбова-Шульта, цветовые пирамиды Пфистера и т.д. Главной заслугой М. Люшера, по нашему мнению, следует считать введенный им критерий реагирования на цвет: «нравится – не нравится». Благодаря этому критерию реакция испытуемого на цвет вышла из традиционной области восприятия цвета, цветового зрения и включила в себя более сложный, «отношенческий», личностный контекст. Ядром концепции М. Люшера служит утверждение о том, что все люди (и шире – живые организмы) живут и действуют в примерно одной и той же цветовой среде. Поэтому ряд типовых жизненных ситуаций происходит при доминировании тех или иных цветовых тонов. Так, например, синий цвет неба мы видим в подавляющем большинстве случаев, будучи пассивными и бездеятельными; красный цвет (огонь, кровь, зрелая пища и т.д.), как правило, сочетается с высокой активностью субъекта и т.д. Постоянное сочетание определенных цветов с типовыми жизненными ситуациями по законам высшей нервной деятельности приводит к ассоциированию цвета как элемента жизненной ситуации и психофизиологического состояния, энергомобилизованности, поведения, стимулируемых данной ситуацией. При наличии таких ассоциаций доминирование в поле зрения какого-либо цвета неизбежно должно восприниматься нервной системой как сигнал определенной жизненной ситуации и вызывать психофизиологические перестройки, подготавливающие организм к столкновению с этой ситуацией. Ассоциативный, сигнальный смысл цвета назван М. Люшером «структурой цвета», которую он понимает как значение цвета, не зависимое от отношения к нему испытуемого. Если сигнальное значение цвета совпадает с возможностями и ведущей установкой организма, то цвет субъективно оценивается приятным. Если его рефлекторное влияние противоречит возможностям и установке, он становится неприятным, отвергается. Таким образом, в реакции на цвет интегрируются две переменные: относительно устойчивое, надиндивидуальное воздействие цвета на организм и степень готовности организма к восприятию данного воздействия. И поэтому отношение испытуемого к цвету есть ни что иное, как отношение к рефлекторному влиянию данного цвета на организм. Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Проективные методики Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|