|
Цветовой тест М. Люшера – Процедура тестирования – Порядок обследования в цветовом тесте
содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1.1. Порядок обследования в цветовом тесте
К наиболее общим элементам процедуры тестирования относится следующее. Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне. Карточки раскладываются в случайном порядке, на примерно равном расстоянии от испытуемого (условно-полукругом). Инструкция испытуемому: «Посмотрите внимательно на эти восемь карточек. Выберите и отложите в сторону наиболее симпатичный, приятный Вам в данный момент цвет. Постарайтесь не связывать цвет с какими-либо вещами: цвет одежды, обоев, машины и т.д. Выбирайте цвет наиболее приятный сам по себе». Указанный испытуемым цвет убирается в сторону и кладется цветом вниз, чтобы полностью убрать его из поля зрения. Продолжение инструкции: «Хорошо, а теперь выберите наиболее симпатичный цвет из оставшихся». Эта инструкция (и, соответственно, выборы испытуемого) повторяется до тех пор, пока перед испытуемым не останутся три последних карточки. М. Люшер считает, что, в среднем, последние три цвета воспринимаются испытуемыми как неприятные. Поэтому для облегчения работы испытуемого инструкция изменяется: «Хорошо, а теперь укажите наиболее несимпатичный, неприятный цвет из оставшихся». Такое инструктирование выбора испытуемого позволяет распределить 8 цветов в ряд по степени убывания их субъективной приятности. Крайне редко, но все же имеют место отказы испытуемых выбирать цвета, поскольку все они ему неприятны. В данной ситуации экспериментатор должен спокойно согласиться с тем, что это вполне может быть, после чего просить указать самый неприятный, противный цвет. Затем самый неприятный цвет из оставшихся, и так до конца. Записываются выборы испытуемого соответственно как бы с конца, справа налево. Запись выборов испытуемого экспериментатор проводит в условных цифровых обозначениях: серый цвет – 0, темно-синий – 1, зеленый – 2, оранжево-красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7. Примечание: ниже в тексте для краткости изложения темно-синий цвет будет называться синим, а оранжево-красный – красным. В известных нам переводах «фиолетовым» называется цвет, близкий к малиновому. Таким образом, если испытуемый выбирает по убыванию неприятности – черный, зеленый (перед испытуемым остался синий цвет), то экспериментатор должен будет сделать такую запись:
Точно такая же запись будет, если испытуемый счел все цвета неприятными, а потом по убыванию субъективной неприятности выбрал черный, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, желтый, серый, красный. М. Люшер утверждает, что повторное тестирование является более информативным (хотя и не уточняет, что конкретно имеется в виду). Поэтому по окончании первой серии выборов карточки снова раскладываются перед испытуемым. Инструкция: «Сейчас давайте повторим процедуру выборов еще раз. Речь при этом ни в коем случае не идет о проверке памяти. Вы можете выбрать цвета в той же последовательности, что в первый раз, можете в какой-то другой. Главное – выбирать и откладывать наиболее симпатичные в данный момент цвета» – далее в точности воспроизводится процедура цветовых выборов и их записи экспериментатором. Основная мысль, которая должна быть доведена до испытуемого перед повторной серией выборов – речь не идет о проверке памяти или «серьезности», надежности работы испытуемого при первой раскладке цветов. Предположим, что запись выборов испытуемого в итоге оказалась следующей:
На этом тестирование завершается. Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Проективные методики Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|