Методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» В.В. Ткачева

Эта методика была разработана в связи с отсутствием подобного рода диагностического инструментария для изучения детей с выраженными нарушениями развития.

Необходимость изучения эмоционально-личностной сферы детей определена тем, что именно в этой области в процессе коррекционной работы с детьми, страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь может проявиться позитивная динамика.

Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми с тяжелыми отклонениями в развитии и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определения перспектив развития ребенка по ряду параметров.

Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с помощью 9 шкал.

Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов. При выраженном снижении интеллекта, низком уровне общения или тяжелых двигательных расстройствах квалификация результатов деятельности ребенка осуществляется исходя из доступных его психофизическим возможностям заданий. Анкета заполняется специалистом (педагогом, психологом) и является его эмпирической оценкой особенностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка.

Анкета
  1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению
    • 0 баллов – отказ идти в школу;
    • 1 балл – согласие идти в школу только потому, что этого требует взрослый;
    • 2 баллажелание идти в школу для того, чтобы там играть;
    • 3 балла – желание идти в школу, чтобы учиться и общаться с другими детьми и взрослыми.
  2. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом)
    • 0 баллов – проявление откровенной агрессии при попытке взрослого установить контакт;
    • 1 балл – проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого установить с ребенком положительный контакт;
    • 2 балла – проявление радостного оживления (улыбки, объятий, смеха) при появлении конкретного взрослого;
    • 3 балла – проявление желания идти на урок заниматься с конкретным взрослым (учителем, воспитателем, психологом).
  3. Принятие доступной пониманию инструкции
    • 0 баллов – отказ от принятия инструкции (откровенный негативизм);
    • 1 балл – проявление упрямства;
    • 2 балла – частичное выполнение инструкции;
    • 3 балла – полное выполнение инструкции.
  4. Соблюдение доступных правил поведения
    • 0 баллов – нарушение нормативных правил поведения (крики, возгласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания в школе;
    • 1 балл – нарушение поведения во время урока (отсутствие умения слушать педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.);
    • 2 балла – частичное нарушение правил поведения (нарушение правил поведения в случае потери интереса к уроку и правильное поведение, если интерес возобновился);
    • 3 балла – нормативное поведение в течение всего урока и на перемене.
  5. Эмоциональные реакции
    • 0 баллов – слезы, крики, желание подраться, выражение страха или напряженности (на начальном этапе адаптационного периода в учебном учреждении);
    • 1 балл – общая замкнутость и заторможенность;
    • 2 балла – состояние покоя, нормализация состояния;
    • 3 балла – смех, улыбка на лице как проявление положительных реакций.
  6. Продолжительность занятий
    • 0 баллов – отсутствие способности выполнять посильное задание на фронтальном занятии;
    • 1 балл – выполнение посильных заданий в течение 5 мин;
    • 2 балла – выполнение посильных заданий в течение 5-10 мин;
    • 3 балла – выполнение посильных заданий в течение 10-15 мин.
  7. Установление доступных контактов с другими детьми
    • 0 баллов – отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки из-за игрушек, пособий и др.);
    • 1 балл – демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится в руках другого ребенка;
    • 2 балла – проявление способности подождать, пока другой ребенок занят интересующим первого ребенка предметом;
    • 3 балла – демонстрация просьбы дать игрушку.
  8. Приобретение новых навыков (в течение учебного года)
    • 0 баллов – отсутствие навыков;
    • 1 балл – приобретение одного навыка;
    • 2 балла – приобретение двух навыков;
    • 3 балла – приобретение трех и более навыков.
  9. Взаимодействие с матерью
    • 0 баллов – отвержение матери (откровенная агрессия);
    • 1 балл – отсутствие теплых отношений с матерью, проявление к ней требовательности для удовлетворения собственных желаний;
    • 2 балла – проявление послушания как стремление установить связь с матерью;
    • 3 балла – проявление ласки и нежности по отношению к матери.
Подсчет баллов:
  • Высокий уровень – 24-27 баллов
  • Средний уровень – 16-23 балла
  • Низкий уровень – 8-15 баллов
  • Очень низкий уровень – Ниже 8 баллов

Просмотров: 9305
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика детей




Другие новости по теме:

  • 6. Количественная обработка данных методика «SCHOOL»
  • «Назови слова»
  • «Найди недостающую деталь» (матрицы Дж. Равена)
  • Анкета «Воспитанность и социальное становление личности учащегося»
  • Анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося 1 специального /коррекционного/ класса
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Методика «Времена года»
  • Методика «Вырежи фигуры»
  • Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина
  • Методика «Исследования уровня мобилизации воли»
  • Методика «Какой Я?»
  • Методика «Оценка объёма кратковременной слуховой памяти»
  • Методика «Расскажи по картинке»
  • Методика определения уровня развития коммуникативной сферы у дошкольника
  • Методика определения уровня развития коммуникативной сферы у дошкольника
  • Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой
  • Опросник для определения ведущей руки
  • Подвержены ли вы внушению?
  • Проективная методика «Рисунок школы»
  • Раскрашивание кружков
  • Распределение тестовых баллов
  • Степень сохранности премоторной зоны
  • Тест «Сделаем вместе»
  • Тест на воображение для дошкольников «Я его слепила из того, что было»
  • Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь